Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Психологические науки
DOI:
УДК: 159.9.07
ББК: 88.26-7
Л. В. Трубицына ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Академия социального управления, г. Москва
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СУБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕДИАДОВЕРИЯ (ДОВЕРИЯ К ИНТЕРНЕТУ)
Аннотация

Введение. Превращение интернета в основной источник информации для значительного числа современных людей делает особо значимой пока малоисследованную проблему доверия и недоверия к интернет-информации. Целью исследования было выделение субъективных факторов, на которые опираются люди, решая, доверять или не доверять информации в Интернете.

Материалы и методы. Методом исследования выступило качественное слабоструктурированное интервью, респондентами выступили мужчины и женщины в возрасте от 17 до 55 лет с разным уровнем образования и разной профессиональной принадлежностью.

Результаты. В результате было получено 25 слабоструктурированных интервью, посвященных субъективным факторам, выступающим в качестве критериев того, заслуживает ли доверия интернет-информация.

Обсуждение. Качественный анализ интервью привел к выделению следующих субъективных факторов медиадоверия: безопасность сайта с точки зрения заражения вирусом и безопасности финансов и личных данных; доверие к интернет-источнику (сайту, интернет-изданию, новостному агрегатору и т. п.); доверие конкретному человеку или приписываемому ему качеству или роли; опора на собственное логическое критическое мышление в анализе информации; особенности предъявления информации и оформление сайта; соответствие собственному мнению и убеждениям; собственная компетентность или некомпетентность в вопросе; дефицит времени; ощущения и наитие; доверие или недоверие Интернету в целом.

Показано, что, даже ставя перед собой задачу оценки достоверности информации в Интернете, люди часто опираются на очень разные и далеко не всегда адекватные субъективные критерии. В тех случаях, когда такая задача специально не ставится, а информация не вызывает особого интереса у реципиента, ее достоверность под сомнение не ставится.

Заключение. Исследование позволяет сделать вывод о необходимости обучения оценке интернет- и вообще медиа-информации и формированию навыков защиты от информационных воздействий.

Ключевые слова

доверие к информации; недоверие к информации; слабоструктурированное интервью; субъективные критерии доверия к интернет-информации; кибердоверие; медиадоверие

Основные положения

– при оценке интернет-информации люди часто опираются на часто далеко не адекватные субъективные критерии;

– выделена большая группа субъективных факторов, выступающих в качестве критериев для оценки информаци как заслужвающей доверия;

– необходимо специальное обучение оценке медиаинформации и формирование навыков защиты от информационного воздействия.

Цитировать публикацию

Трубицына, Л. В.  СУБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕДИАДОВЕРИЯ (ДОВЕРИЯ К ИНТЕРНЕТУ) [Текст] / Л. В. Трубицына, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 266-284. — DOI: .

Библиографический список