Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.015
УДК: 159.928
ББК: 88:74.56, 88:74.3
Н. В. Маркина ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. С. Первухина ORCID
Старший методист, Многопрофильный лицей № 148, г. Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Е. Гумницкий ORCID
Руководитель направления методологии, ООО «Микрофинансовая компания «Быстроденьги», г. Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. Н. Ланге ORCID
Начальник информационно-аналитического отдела, Управление образования администрации Озерского городского округа, Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. С. Гумницкая ORCID
Ведущий бизнес-тренер ООО «ДНК-клиника», Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ С НИЗКИМИ И ВЫСОКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Аннотация

Введение. Материалы статьи отражают изучение проблем современного менеджмента образования в контексте выявления личностных ресурсов ответа на ключевые вызовы образования. В статье представлены результаты эмпирического исследования некоторых личностных особенностей, раскрывающих специфику профессиогенеза менеджеров образования. В исследовании принимали участие руководящие работники тех образовательных «школы с высокими образовательными результатами» или «школы с низкими образовательными результатами».

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании использованы метод поперечного среза, сравнительный метод и корреляционный анализ. Для сбора эмпирических данных применены: опросник «Стили саморегуляции» В. И. Моросанова, опросник «Толерантность к неопределенности» С. Баднера и фрагмент управленческого аудита, включавшего ряд вопросов относительно ролевой позиции руководителей.

Результаты. Выявлены различия в проявлении толерантности к новизне и сложности неопределенности у руководителей школ с различными образовательными результатами, демонстрируемыми обучающимися, а также во взаимосвязи толерантности к неопределенности с ролевой позицией руководящих работников. Во вторых, определено, что для руководителей школ с низкими образовательными результатами характерна взаимосвязь между показателем толерантности к неопределенности «сложность» и одним из показателей саморегуляции — «программирование».

Обсуждение.Полученные результаты позволяют говорить о том, что сложность и новизна ситуаций неопределенности не представляют угрозы для привычных стратегий управления и, в целом, для сложившейся системы управления руководителей школ с высокими образовательными результатами. Более того, это один из аспектов развития таких школ. Для руководителей школ с низкими результатами способность к программированию своей управленческой деятельности выступает причиной избегания сложности ситуаций неопределенности.

Заключение. Проведенное исследование позволило доказать гипотезу о том, что интолерантность к неопределенности и позиционирование конкретных управленческих ролей определяют профессиональные ресурсы управленческой деятельности, а саморегуляция руководителя определяет возможности его эффективного реагирования на новую, сложную, инновационную ситуацию в менеджменте образования.

Ключевые слова

толерантность к неопределенности; осознанная саморегуляция; ролевая позиция; менеджмент образования

Основные положения

Основные положения:

– осуществлен анализ исследований толерантности к неопределенности и саморегуляции в современном менеджменте;

– выявлены различия в выраженности толерантности к неопределенности и ролевой позиции руководителей образовательных организаций с низкими и высокими образовательными результатами;

– выявлена взаимосвязь между толерантностью к сложности неопределенной ситуации и уровнем саморегуляции у руководителей образовательных организаций с низкими образовательными результатами.

Цитировать публикацию

Маркина, Н. В.  ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ С НИЗКИМИ И ВЫСОКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ [Текст] / Н. В. Маркина, Е. С. Первухина, М. Е. Гумницкий, С. Н. Ланге , А. С. Гумницкая, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 241-265. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.015.

Библиографический список

1. Edrs.: Vohs K.D. & Baumeister R.F. (2016), Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications, Third Edition, THE GUILFORD PRESS, New York, 639 p.

2. Editors: Jeffrey S. Kreutzer, John DeLuca & Caplan Bruce (2018), Encyclopedia of Clinical Neuropsychology, Verlag Publisher, Springer Nature (Springer-Verlag), LXXXIX, 3.773 Seiten, gebunden. ISBN: 978-3-319-57111-9 (Online); ISSN: 978-3-319-57112-6 (Print + Online).

3. Erin K. Davisson & Rick H. Hoyle (2017), “The social-psychological perspective on self-regulation”, in Tobias Egner (ed.), The Wiley handbook of cognitive control, John Wiley & Sons Inc., USA, pp. 440–453. DOI: 10.1002/9781118920497.ch25.

4. Kristi Chin & Sarah C.E. Stanton (2020), “Self‐regulation”, in  Bernardo J. Carducci, Christopher S. Nave, Annamaria Di Fabio, Donald H. Saklofske &, Con Stough (eds.), The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Models and Theories, John Wiley & Sons Inc., USA,  Volume 3, pp. 405–409. ISBN: 9781118970843 (Online), ISBN: 9781118970744 (Print). DOI: 10.1002/9781118970843.ch246.

5. Nancy Eisenberg, Tracy L. Spinrad & Carlos Valiente (2018), “Emotion‐related Self‐regulation and Children's Social, Psychological, and Academic Functioning”, in Kazuo Shigemasu, Sonoko Kuwano, Takao Sato & Tetsuro Matsuzawa (eds.), Proceedings of the 31st International Congress of Psychology “Diversity in Harmony — Insights from Psychology”, John Wiley & Sons Inc., USA, pp. 268–295.  DOI: 10.1002/9781119362081.ch14.

6. Dale H. Schunk & Barry J. Zimmerman (2003), “Self‐Regulation and Learning”, in Irving B. Weiner (ed.), Handbook of Psychology, John Wiley & Sons Inc., USA, Vol. 7, pp. 59–78. DOI: 10.1002/0471264385.wei0704.

7. Грязева-Добшинская В. Г. Психология инновационного менеджмента организации : учебное пособие. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 298 с.

8. Грязева-Добшинская В. Г., Дмитриева Ю. А., Маркина Н. В. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 3. С. 111–133. DOI: 10.18384/2224-0209-2018-3-915.

9. Маркина Н. В., Спесивцева А. С. Эмпирическое исследование толерантности к творческой личности руководителей инновационных образовательных учреждений // Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента — 2009 : сборник научных трудов / отв. ред. В. Г. Грязева-Добшинская, В. А. Глухова.  Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2009. С. 167–179.

10. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. & Dmitrieva Y.A. (2020), “Leadership and Management: Typological approach to Personal Resources of Change Management”, The International Science and Technology Conference “FarEastСon — 2018: Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production”, Switzerland, vol. 138, pp. 202–212. DOI: 10.1007/978-3-030-15577-3_20.

11. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета.. 2014. № 14. С. 43–52. (Философия. Психология. Педагогика).

12. Budner S. (1961), “Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable”, Journal of Personality, vol. 30, pp. 29–50.

13. Глуханюк Н. С., Коропец О. А., Юртаева М. Н. Социально-психологическое благополучие работников: опыт экспертной параметризации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 5 (155). С. 134–138. DOI: 10.34773/EU.2020.5.29.

14. Krasavtseva Yu.V. (2018), “The Relationship between Self-Assessed Intelligence and Self-Assessed Personality, Tolerance of Uncertainty and the Dark Triad Traits in Managers”, Journal of the Higher School of Econjmics “Psychology”, 15, 1, 54–68. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-1-54-68.

15. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении : учеб. пособие. Ярославль : Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2011. – 112 с.

16. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурнофункциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5–12.

 

17. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М. : Когито-Центр, 2004. – 44 с.

18. Поваренков Ю. П., Цымбалюк А. Э. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 4. С. 608–625. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-4-608-625.

19. Ильченко С. В. Эмоциональная саморегуляция руководителя как условие достижения продуктивной профессиональной деятельности : сборник статей Всероссийской междисциплинарной научно-практической заочной конференции / под общей редакцией В. И. Семеновой; под ред. Л. Н. Горбуновой. 2019. С. 167–172.

20. Кузнецова А. С.,  Семянищева П. А. Индивидуальные ресурсы саморегуляции состояния офицеров в условиях пролонгированной инновационной напряженности // Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании : XXXI Мерлинские чтения, 06–08 октября 2016 года. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. С. 146–148.

21. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе / Е. А. Медовикова [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 57–72. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.04.

22. Titova M.A. (2020), “Self-regulation resources and job satisfaction in professionals under work stress”, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 91, pp. 270–279. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.04.34.