Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Психологические науки
DOI:
УДК: 159.928
ББК: 88:74.56, 88:74.3
Н. В. Маркина ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. С. Первухина ORCID
Старший методист, Многопрофильный лицей № 148, г. Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Е. Гумницкий ORCID
Руководитель направления методологии, ООО «Микрофинансовая компания «Быстроденьги», г. Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. Н. Ланге ORCID
Начальник информационно-аналитического отдела, Управление образования администрации Озерского городского округа, Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. С. Гумницкая ORCID
Ведущий бизнес-тренер ООО «ДНК-клиника», Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ С НИЗКИМИ И ВЫСОКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Аннотация

Введение. Материалы статьи отражают изучение проблем современного менеджмента образования в контексте выявления личностных ресурсов ответа на ключевые вызовы образования. В статье представлены результаты эмпирического исследования некоторых личностных особенностей, раскрывающих специфику профессиогенеза менеджеров образования. В исследовании принимали участие руководящие работники тех образовательных организаций, результаты деятельности которых определяют их статус как "школы с высокими образовательными результатами" или "школы с низкими образовательными результатами".

Материалы и методы.В эмпирическом исследовании использованы метод поперечного среза, сравнительный метод и корреляционный анализ Для сбора эмпирических данных применены: опросник “Стили саморегуляции” В.И. Моросанова, опросник “Толерантность к неопределенности” С. Баднера и фрагмент управленческого аудита, включавшего ряд вопросов относительно ролевой позиции руководителей.

Результаты. Выявлены различия в проявлении толерантности к новизне и сложности неопределенности у руководителей школ с различными образовательными результатами, демонстрируемыми обучающимися, а  также во взаимосвязи толерантности к неопределенности с ролевой позицией руководящих работников. Во вторых, определено, что для руководителей школ с низкими образовательными результатами характерна взаимосвязь между  показателем толерантности к неопределенности "сложность" и одним из показателей  саморегуляции – "программирование".  

Обсуждение. Полученные результаты позволяют говорить о том, что  сложность и новизна ситуаций неопределенности не представляют угрозы для привычных стратегий управления и, в целом, для сложившейся системы управления руководителей школ с высокими образовательными результатами. Более того, это один из аспектов развития таких школ. Для руководителей школ с низкими результатами способность к программированию своей управленческой деятельности выступает причиной избегания сложности ситуаций неопределенности.  

Заключение. Проведенное исследование позволило доказать гипотезу о том, что интолерантность к неопределенности и позиционирование конкретных управленческих ролей определяют профессиональные ресурсы управленческой деятельности, а саморегуляция руководителя определяет возможности его эффективного реагирования на новую, сложную, инновационную ситуацию в менеджменте образования.

Ключевые слова

толерантность к неопределенности; осознанная саморегуляция; ролевая позиция; менеджмент образования

Основные положения

– осуществлен анализ исследований толерантности к неопределенности и саморегуляции в современном менеджменте;

– выявлены различия в выраженности толерантности к неопределенности и ролевой позиции руководителей образовательных организаций с низкими и высокими образовательными результатами;

– выявлена взаимосвязь между толерантностью к сложности неопределенной ситуации и уровнем саморегуляции у руководителей образовательных организаций с низкими образовательными результатами.

Цитировать публикацию

Маркина, Н. В.  ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ С НИЗКИМИ И ВЫСОКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ [Текст] / Н. В. Маркина, Е. С. Первухина, М. Е. Гумницкий, С. Н. Ланге , А. С. Гумницкая, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 241-265. — DOI: .

Библиографический список