Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Анализ процессов цифровой трансформации в физическом образовании является одной из наиболее актуальных и противоречивых проблем, стоящих перед учёными-методистами. В статье рассмотрена цифровая трансформация умений проводить измерения в условиях учебной экспериментальной деятельности обучающихся. Раскрыта роль критического мышления в осуществлении познавательных и оценочных действий в процессе проведения физического эксперимента с использованием цифровой лаборатории.
Материалы и методы. Для решения поставленной проблемы используется анализ нормативных документов, аналитических отчетов, систематизируются и обобщаются данные, полученные другими учеными-исследователями по данной проблематике. Инструментарий педагогического эксперимента разработан с опорой на классификацию учебных умений, предложенную А. В. Усовой.
Результаты. Автором разработан и внедрён цифровой лабораторный практикум как средство оптимизации цифровой трансформации процесса обучения физике. Апробация этого практикума на занятиях с будущими учителями физики (бакалавры, магистранты) убедила в результативности разработанной методики формирования измерительных умений на основе цифровой трансформации учебной экспериментальной деятельности.
Обсуждение. Опираясь на данные педагогического эксперимента, к эффективным педагогическим условиям цифровой трансформации учебной экспериментальной деятельности по физике в педвузе следует отнести:
1) наличие в учебном плане лабораторного практикума по физике на цифровом оборудовании;
2) цифровую грамотность студентов;
3) наличие у студентов мотивации к использованию цифровой физической лаборатории в учебном процессе.
Выполнение данных условий обеспечивается комплексом учебно-методических средств:
1) учебно-методические материалы для лабораторного практикума, включающие требования и образец к оформлению отчета о выполнении физического эксперимента на цифровом оборудовании на основе логического анализа экспериментальных данных;
2) поэтапное повышение степени самостоятельности обучаемых при выполнении лабораторных работ с использованием цифрового оборудования;
3) выполнение лабораторных работ в соответствии с обобщёнными планами деятельности (план проведения эксперимента, наблю-дения, выполнения измерения с помощью цифрового датчика и др.).
Заключение. Цифровая трансформация учебной экспериментальной деятельности предполагает необходимость:
1) обновления материально-технической базы учебного физического эксперимента с целью развития цифровой грамотности обучаемых;
2) формирование комплекса практических умений по использованию цифровой лаборатории для проведения учебного физического эксперимента;
3) развития критического мышления обучаемых для выполнения емкого и информативного отчета о результатах учебной деятельности.
цифровая трансформация учебной экспериментальной деятельности; цифровая лаборатория по физике; учебный физический эксперимент; экспериментальные умения; средства цифровой трансформации учебного физического эксперимента; цифровая грамотность учителя физики; критическое мышление
– в условиях цифровой трансформации образования экспери-ментальную подготовку будущего учителя физики необходимо осуществлять не только для очного обучения, но и для дистанционного;
– систематизация и классификация средств цифровой трансформации учебного физического эксперимента, осуществленная в соответствии с уровнями физического образования (общее, дополнительное) и с моделью обучения физике (очное, дистанционное), способствует выстраиванию эффективной программы развития экспериментальных умений будущего учителя физики;
– цифровая трансформация учебной экспериментальной деятельности оказывает влияние на содержание практических умений обучаемых;
– критическое мышление как мысленный способ освоения совокупности познавательных и оценочных умений при выполнении учебного физического эксперимента проявляется в освоенных действиях по формулированию аргументированного, краткого и информативного вывода.
Никитина, Т. В. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ [Текст] / Т. В. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1 (161). — С. 148-171. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.009.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение. 2011. – 454 p. ISBN 978-5-09-019043-5.
2. Оспенникова Е. В., Антонова Д. А., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. Вып. 14. С. 5–37. (Информационные компьютерные технологии в образовании).
3. Гиголо А. И., Поваляев О. А. Возможности оценки экспериментальных умений по физике с использованием цифровых технологий // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 102–108.
4. Бражников М. А. Анализ возможностей включения цифровых компетентностей в предметные результаты обучения по физике // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 109–117.
5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов [и др.]. Москва : Аналитический центр «НАФИ», 2019. – 84 с. – ISBN 978-5-9909956-5-9.
6. Krish Chetty, Liu Qigui, Nozibele Gcora, Jaya Josie, Li Wenwei & Chen Fang (2018), “Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy”, Economics [Electronic], no. 12 (2018-23), pp. 1–20: DOI: 10.5018/economics-ejournal.ja.2018-23.
7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования : коллективная монография / под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 344 с.
8. Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск : учебное пособие к спецкурсу. Челябинск : Издательство ЧГПИ, 1986 г. – 88 с.
9. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М. : ЦГЛ, 2005. С. 5–13.
10. Седюкевич О. П., Седюкевич Н. Л. Формирование критического мышления обучающихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2020, № 1 (64). С. 142–144.
11. Турчевская Б. К. Критическое мышление как образовательная технология // Проблемы высшего образования, 2016. № 1. С. 81–84.
12. Семенова О. М. Содержание понятия «критическое мышление учителя» // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6. № 3 (20). С. 70–76.
13. Уваров А. Ю. Исследовательский подход в обучении естественным наукам за рубежом // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : сборник докладов IX Международной научно-практической конференции, 08–10 февраля 2018 года / под ред. А. С. Обухова. М. : Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2018. Том 1. С. 34–54.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 22 февраля.2018 г. № 125 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50358. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 22 февраля.2018 г. № 126 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50361. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Беспалько В. П., Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. 2006. № 2. C. 138–150.