Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 1 (161) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.003
УДК: 378
ББК: 74.480.26
Е. Б. Быстрай ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ
Аннотация

Введение. В данной статье речь идет о проблемах формирования интерактивной компетенции будущих педагогов как основы педагогической резильентности. Педагог, обладающий педагогической резильентностью, может эффективно организовать образовательный процесс, так как он способен выходить из возникающих кризисных ситуаций в профессиональной деятельности, используя интерактивные умения для быстрого преодоления кризисов и извлечения положительного опыта. Цель статьи — рассмотреть аспекты формирования интерактивной компетенции как основу для развития педагогической резильентности и готовности будущего педагога к включению в успешную педагогическую деятельность.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются обзор научной литературы по проблеме интерактивной ком-

петенции, выявление преимуществ интерактивных методов для формирования интерактивной компетенции и педагогической резильентности, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Отмечается значимая роль интерактивной компетенции для повышения уровня педагогической резильентности, без которой невозможно конструктивное решение возникающих кри-зисных ситуаций со всеми участниками образовательного процесса.

Обсуждение. Анализ современных научных работ по проблеме формирования интерактивной компетенции будущих педагогов как основы педагогической резильентности подтвердил высокую актуальность, научную новизну и психолого-педагогический потенциал заявленной темы.

Заключение. Сформированная интерактивная компетенция позволяет будущим учителям использовать приобретенные знания, умения и навыки для успешной организации образовательного процесса и для выхода с минимальными потерями из кризисных ситуаций, которые возникают в процессе профессионально-педаго-гической деятельности. Успешное преодоление кризисных ситуаций свидетельствует о сформированной педагогической резильентности.

Ключевые слова

педагогическая резильентность; интерактивная компетенция; интерактивные методы; кризисная ситуация; коммуникативное взаимодействие

Основные положения

– обоснована необходимость формирования педагогической резильентности будущих педагогов как залог их успешной профессиональной деятельности;

– выявлена взаимосвязь интерактивной компетенции и педагогической резильентности;

– выделены компоненты интерактивной компетенции;

– проанализирована эффективность интерактивных методов как для формирования интерактивной компетенции, так и для развития педагогической резильентности.

Цитировать публикацию

Быстрай, Е. Б.  ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ [Текст] / Е. Б. Быстрай, Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  1 (161). — С. 46-64. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.003.

Библиографический список

1. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы / О. А. Селиванова  [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 72–81.

2. Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Власенко О. Н., Штыкова Т. В. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования вторичной языковой личности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 237–252.

3. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 131–138.

4. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Формирование познавательного интереса будущих учителей к изучению иностранного языка с использованием кейс-стади // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции, 27–28 мая 2019 г. / под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово : Кузбасский государственный технический университет, 2019. С. 146–150.

5. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Метод проектов как ресурс формирования личности будущего учителя иностранного языка // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики : материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 мая 2018 г. Калуга : Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2019. С. 3–11.

6. Рындак В. Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин // Человек и образование. № 2 (39). 2014. С. 4–9.

7. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Активизация познавательной деятельности современных школьников как условие развития мотивации творчества // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования : сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции, 18–19 апреля 2018 г. Челябинск : Южно-Уральский государственный университет. 2018. С. 240–245.

8. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 16–21.

9. Райхельгауз Л. Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 8–14.

10. Лебедева О. В., Никитина А. А., Калинина И. В. Развитие навыков психологической резильентности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 289–292.

11. Макаренко О. В. Об интерактивной компетенции как одной из составляющих профессиональной культуры специалиста // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 143–147.

12. Пологих Е. С., Флеров О. В. Интерактивность как новая парадигма обучения коммуникации на иностранном языке // Глобальный научный потенциал. 2016. № 3 (60). С. 23–25.

13. Гусев Д. А., Флеров О. В. Основные иноязычные компетенции и особенности их формирования в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель XXI век. 2016. № 4-1. С. 236–252.

 

14. Тихомирова А. В. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов интерактивными методами // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 1. С. 111–116.