Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 1 (161) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.005
УДК: 372.881.161.1
ББК: 81
Е. Н. Ермакова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Москвитина ORCID
Старший преподаватель кафедры английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОМОНИМОВ
Аннотация

Введение. В статье представлен корпус лингвистических знаний и умений, необходимых студентам-филологам для понимания и осмысления одной из трудных, но весьма важных проблем современного русского языка — проблемы разграничения функциональных омонимов. Рассматриваются двучленные и многочленные ряды омонимов, в которых одним из членов ряда является наречие. Выбор для анализа именно этой части речи продиктован многоплановостью наречия: с одной стороны, наречие входит в омонимический парадигматический ряд практически со всеми частями речи, с другой стороны, само наречие служит базой для формирования новых омонимов (производных предлогов, союзов, частиц). Представлены языковые факты функционирования омонимов, рассматриваются признаки их разграничения. Цель публикации — рассмотреть конверсию в системе современного русского языка как способ словообразования, представить наречие как часть речи, способную не только вступать в омонимические отношения с другими частями речи, но и быть базой в сфере обогащения лексического состава за счет внутренних резервов языка.

Материалы и методы. Основными методами исследования явились анализ научной литературы, описательный и сопоставительный анализы. Материалом для анализа послужили вузовские учебники по современному русскому языку.

Результаты. Сформулирована необходимость понимания сущности процессов переходности, результатов транспозиции в системе частей речи; определены возможности наречия как производной — мотивированной и производящей — мотивирующей единицы. Обозначены необходимые признаки разграничения наречия и других частей речи (знаменательных и служебных).

Обсуждение. Важным условием формирования лингвистической компетенции является совершенствование методов и приемов, направленных на формирование познавательной деятельности студентов. Использование методов и приемов анализа функционирования омонимов в современном языке и их разграничения, умение транслировать знания в практической деятельности являются целью лингвистической компетенции.

Заключение. Наречие — это самая трудная для усвоения обучающимися часть речи. Процесс отграничения наречий от других частей речи крайне сложен, так как наречие вступает в омонимические отношения практически со всеми частями речи либо как производная, то есть мотивированная единица, либо как производящая, то есть мотивирующая. Проблема отграничения наречий от омонимичных слов других частей речи встает перед обучающимися при изучении как наречий, так и почти всех других частей речи. Эту же проблему необходимо решать при разборе слов по составу, при морфологическом и синтаксическом анализах, при выборе слитного или раздельного написания.

Ключевые слова

транспозиция; конверсия; производная единица; производящая единица; части речи; знаменательные слова; служебные слова; наречие

Основные положения

Содержание лингвистической компетенции студентами-филологами включает:

– знание раздела «Морфология современного русского языка»;

– умение определять частеречную принадлежность слова;

– знание системы формообразования;

– понимание сущности процессов словообразования в сфере частей речи, в частности, процессов транспозиции;

– применение принципов разграничения омонимов в тексте.

Цитировать публикацию

Ермакова, Е. Н.  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОМОНИМОВ [Текст] / Е. Н. Ермакова, Л. П. Юздова, Т. Н. Москвитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  1 (161). — С. 92-110. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.005.

Библиографический список

1. Карпов А. К. Словообразование современного русского языка : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. Нижневартовск : Издательство Нижневартовского педагогического института. 2000. – 288 с.

2. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях // Лексикология и лексикография : избранные труды. М. : Наука. 1977. С. 140–161.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. 2 изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с.

4. Осипова Л. И. Морфология современного русского языка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

5. Рахимкулова Г. Ф. Морфология современного русского языка : кредитно-модульный курс. Ростов-на-Дону, 2009. – 285 с.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Изд-во «Айрис-пресс». 2015. – 368 с.

7. Богачев Ю. П. Русский язык с основами языкознания: практикум : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.