Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 1 (161) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.011
УДК: 371.035
ББК: 74.200.5
Е. А. Столбова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. С. Цилицкий ORCID
Кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена обоснованию проблемы формирования основ ценностных ориентаций современных подростков посредством вовлечения в практики наставничества. В работе отмечается, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом формирование системы ценностных ориентаций, в русле которых происходит выстраивание собственной архитектоники «целей-потребностей». А именно трансляция ценностей происходит через семью, различные сообщества, образовательную организацию, государство и другие источники, подросток выбирает наиболее подходящие для него.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили программы в системе общего и дополнительного образования, научные статьи, педагогические словари и энциклопедии, типовые положения о наставничестве, положения о наставничестве, Федеральный государственный образовательный стандарт. Основными методами исследования явились анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный.

Результаты. Одним из эффективных способов формирования ценностных ориентаций у подростков является создание в образовательной организации такой полисубъектной среды, которая обладает интегративным потенциалом. Предполагается, что необходимо создать такое пространство, чтобы подросток выступал в качестве наставника в различных видах деятельности.

Обсуждение. Обосновывается, что в результате реализации практик наставничества происходит трансляция опыта, знаний; развитие навыков коммуникации общения и взаимодействия; формирование чувства ответственности и осознанности, самодисциплины, самоорганизации и инициативности.

Заключение. Делается вывод о том, что подростковый возраст является критическим периодом возрастного развития, связанным с глобальными преобразованиями. Вовлечение современных подростков в воспитательную систему посредством разработанной программы наставнической деятельности для различных категорий (дети, педагоги, родители) «Мир открыт для тебя» способствует социально-позитивному самовыражению и формированию ценностный ориентаций.

Ключевые слова

ценности; ценностные ориентации; старшие подростки; наставничество; детские и молодежные движения

Основные положения

– ценностные ориентации являются результатом осознания человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

– включение подростков в практики наставничества способствует формированию основ ценностных ориентиров, направленных на созидание, активность и саморазвитие через стремление к социально-значимой деятельности.

Цитировать публикацию

Столбова, Е. А.  ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА [Текст] / Е. А. Столбова, В. С. Цилицкий , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  1 (161). — С. 197-209. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.011.

Библиографический список

1. Ворожейкина А. В. Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 6. С. 78–88.

2. Научно-методическое сопровождение Российского движения школьников в регионе: проблемы и перспективы / Р. С. Димухаметов [и др.] // ЦИТИСЭ : электронный рецензируемый научный журнал. 2017. № 4 (13). ISSN 2409-7616.

3. Егорычев А. М. Духовно-нравственные основания в развитии человека и общества Русского мира // Социальная педагогика в духовно-нравственном становлении современного человека : сборник трудов участников Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Иванова, А. М. Егорычева. М. : МГПУ. 2013. С. 12–23 с.

4. Мардахаев Л. В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс // ЦИТИСЭ : электронный рецензируемый научный журнал. 2017. № 4 (13). ISSN 2409-7616.

5. Приходченко Е. И., Кузьмичева А. С. Воспитание как ценностная ориентация молодежи // Вестник профессионального образования : научно-методический журнал. 2017. № 2 (3). С. 77–83.

6. Столбова Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. М., 2015. – 176 с.

 

7. Шлыгин С. П., Обищенко А. В. Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи // Актуальные исследования. 2020. № 18 (21). С. 58–60.

8. Hirschi A. & Koen J. (2021), “Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration”, Journal of Vocational Behavior, vol. 126. DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103505.

9. Kuger S. & Gille M. (2020), “Entwicklung des zivilgesellschaftlichen Engagements im Jugend- und jungen Erwachsenenalter”, Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft, vol. 23 (6), pp. 1103–1123. DOI: 10.1007/s11618-020-00978-2.

10. Schwarts S.H. & Sagiv I. (1995), “Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values”, Journal of Cross-cultural Psychology, no. 1, pp. 92–116.

11. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Богдан И. В. Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. 2021. Том. 21. № 1. С. 97–109. (Социология). DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109.