Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Радикальные преобразования в стране способствовали переходу от прежней системы высшего профессионального образования к диверсифициро-ванной, открытой, децентрализованной, демократической и гуманистически ориентированной образовательной системе высшего образования, соответствующей рыночной экономике и предполагающей подготовку спе-циалистов, способных осуществлять деятельность в новых условиях. Об-разовательная реформа способствовала расширению заочного образова-ния, в процессе осуществления которого стали активно использоваться возможности современных информационных технологий, в частности технологий различных форм дистанционного обучения, которые позволят преобразовать традиционную подсистему заочного образования, превратив ее в элемент системы непрерывного образования.
Материалы и методы. В процессе работы над темой исследования была проанализирована научная и методическая литература, изучены информационные ресурсы по дистанционному образованию, проанализированы аспекты применения онлайн-инструментов в ходе подготовки бакалавра, магистра и специалиста заочной формы обучения.
Результаты. Мы пришли к однозначному выводу, что подсистема заочного образования с элементами дистанционного обучения превращается в базисную структуру вузов. Существует потребность в современном наполнении понятия «заочное образование», возможна и другая терминология, например, не заочное образование, а «заочно-дистанционное образование (обучение)». Такое обновленное образование предполагает использование технологий традиционного заочного и одновременно современного дистанционного обучения. Современное понимание заочного образования, осуществление его в новом формате, прежде всего, позволит преодолеть территориальность, являющуюся причиной сложности предоставления желающим возможности получения образования и отставания заочного образования от очного по ряду параметров.
Именно благодаря использованию современных информационных технологий расширяются возможности личности для получения высшего образования на уровнях бакалавриата, магистратуры, специалитета и других.
Обсуждение. Современные информационные технологии позволяют заменить «культуру усвоения» «культурой самостоятельной деятельности в информационном (культурно-образователь-ном) пространстве (поиск, переработка, систематизация, сохранение, извлечение информации и т. п.). Это закладывает основы подготовки студентов на разных уровнях высшего заочного обучения к научно-исследовательской деятельности (подсистем УИРС и НИРС),
моделированию и проектированию, к инновационной деятельности.
Использование современных информационных технологий радикальным образом изменяет и деятельность профессорско-преподавательского состава: преподаватель начинает выполнять функции методолога, методиста, консультанта, фасилитатора, модератора. Информационные технологии способствуют переходу от формального (централизованного и жестко организованного) образования к неформальному (тренинги, курсы, короткие программы и т. п.) и информальному (спонтанному) образованию.
Используя современные информационные технологии, одновременно необходимо осуществлять деятельность по освоению ФГОС высшего образования, основанных на компетентностном подходе. Преподавательский состав, осуществляющий образовательные услуги заочно, должен владеть методикой рационализации учебного труда, систематизации и обобщения знаний, оптимизации обучения, применения обобщенных планов, формирования обобщенных умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками, применения умений организации УИРС и НИРС, проектной и инновационной деятельности.
Для модернизации заочного образования необходимо разработать концептуально-методологическую, нормативно-правовую базу, а также обновить учебно-методического обеспечение заочно-дистанционного обучения.
Важно разрабатывать методику самостоятельной работы студентов на заочном отделении. Роль самостоятельной работы актуализируются в связи с необходимостью перехода на уровневую систему высшего образования с введением ФГОС, основывающихся на компетентностном и кредитно-модульном подходах, на образовательных (педагогических) технологиях, базирующихся не только на бумажных, но и на электронных носителях информации.
Заключение. Отметим наличие ряда современных подходов в процессе реализации использования информационных технологий в подготовке бакалавра, магистра и специалиста по заочной форме обучения. Изменения, связанные с применением информационных технологий в образовании, безусловно, позитивны, но есть то, над чем стоит серьезно задуматься. Без четкой модели самостоятельной работы студентов-заочников на разных уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет), без четкого определения ее содержания, форм, методов, критериев оценивания и без четкого осознания роли в ней современных информационных технологий сложно представить современную модель заочно-дистанционного обучения и практически невозможно показать качество реализации всех применяемых образовательных программ.
бакалавриат; дистанционное обучение; заочное образование; магистратура; образовательная реформа; самостоятельная работа; специалитет
– отмечен факт перехода от прежней системы высшего профессионального образования, соответствующей централизованному народнохозяйственному комплексу, к диверсифицированной, открытой, децентрализованной, демократической и гуманистически ориентированной образовательной системе высшего образования, соответствующей рыночной экономике;
– определены основные преимущества дистанционного обучения, позволяющие выделить как сильные, так и слабые стороны в использовании определенных интернет-инструментов;
– отмечен ряд методических рекомендаций по использованию образовательных онлайн-платформ, имеющих целью повышение эффективности дистанционного обучения.
Звягин, К. А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА, МАГИСТРА И СПЕЦИАЛИСТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ [Текст] / К. А. Звягин, Л. П. Юздова, Е. Н. Ермакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1 (161). — С. 111-128. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.006.
1. Профессиональные стандарты как механизмы управления качеством профессионального образования в регионе / С. А. Иванов [и др.] // Учёные записки
Забайкальского государственного университета. 2019. Том 14. № 5. С. 93–102.
2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М. : Институт информатизации образования РАО, 2010. – 140 с.
3. Сайфутдинова Г. Б., Мироненко А. С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология». 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183–189.
4. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и приме-нения в вузе информационных технологий обучения : монография. Орел, 2000. – 103 с.
5. Эдиев А. М., Сайдарбаева Д. К. Современные информационные технологии в образовании // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2019. Том 23. № 1 (25). С. 137–140.
6. Шабаева А. Ф. Информационные технологии в образовании / Научная дискуссия: вопросы технических наук. 2017. № 7 (47). С. 57–61
7. Фейгин А. В. Заочное образование: сегодня и завтра // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 78–79.
8. Варшавская Е. Я. Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ. Вопросы статистики. Москва : Информационно-издательский центр «Статистика России». 2018. Том 25. № 7. С. 31–39.
9. Бельков Н. Н. Заочное обучение: современный взгляд на образование взрослых / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 15–25.