Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 1 (161) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.001
УДК: 81:372.881
ББК: 74.200
З. З. Асаева ORCID
Аспирант кафедры педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Мусханова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, директор института филологии, истории и права, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация

Введение. В статье анализируются вопросы, связанные с формированием личности младшего школьника. Подчеркивается значимость развития личности в трехмерном пространстве, формирующем мировоззрение подрастающего человека, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа и мирового сообщества. Отмечается необходимость использования потенциала чеченской детской литературы, актуализирующей элементы национальной концептосферы в сознании обучающихся начальной школы. В условиях современной действительности становится важным формирование мировоззрения подрастающего человека, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа и мирового сообщества. В данном контексте значимым условием является реализация этнокультурного компонента, выражающаяся в изучении и сохранение основ народной культуры, народной педагогики. Для того чтобы ввести обучающихся младших классов в этнокультурное пространство, в частности в пространство чеченской культуры, следует пересмотреть и внести изменения в разработку программ литературного чтения «Дешаран книжка» на чеченском языке. На наш взгляд, на уроках чтения в начальной школе следует сочетать обучение чтению на чеченском языке с литературным развитием, а для этого важно осознавать языковую ситуацию и состояние детской чеченской литературы.  

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования личности обучающегося младших классов на основе национальной концептосферы. Также методическим основанием явились диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование и тестирование.

Результаты. Чеченская концептосфера представляет собой совокупность традиционной культуры и этнопедагогических традиций. В начальной школе при изучении чтения на чеченском языке «Дешаран книжка» предоставляется возможность не только развивать читательские компетенции обучающихся, но и вводить их в пространство родной чеченской культуры. Личность, развивающаяся в пространстве родной культуры, приобретает базовое свойство — коммуникативную компетентность, которая складывается из коммуникативных способностей, знаний, умений, навыков, опыта во всех сферах общения. Концептосферу детской литературы составляют концепты, компенсирующие лакуны в процессе формирования коммуникативной компетентности. Концепты обладают серьезным дидактическим потенциалом, предоставляя средства для общения: образы, эпитеты, сюжеты, модели речевых ситуаций, эмоциональную составляющую. В контексте теории о диалоге культур концепты выступают связующим звеном, соединяющим прошлое и будущее и передающим знания, накопленные предшествующими поколениями. Таким образом, концепты характеризуются способностью аккумулировать информационный, эмоциональный, рациональный, социально-групповой, специализированный типы культурных смыслов.

Обсуждение. Национальная концептосфера должна стать основой развивающего обучения в начальной школе. Младший школьный возраст сенситивен к обучению и развитию, поэтому целесообразно формировать мироощущение и мировосприятие на уроках чеченского языка и чеченской литературы в начальной школе. Усвоение аспектов национальной концептосферы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности способствует развитию личности трехмерного пространства: чеченская культура — общероссийская культура — мировая цивилизация. Воспитанный на идеях национальной концептосферы человек способен противостоять негативным воздействиям извне и создавать вокруг себя пространство, позволяющее развиваться, понимать и принимать как ближнее, так и дальнее окружение.

Заключение. Делается вывод о том, что в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из важнейших целей обучения литературному чтению на чеченском родном языке является формирование специальной компетенции, направленной как на развитие читательских умений, так на формирование умения полноценно воспринимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров на чеченском языке.

Ключевые слова

личность; развитие; образование; концептосфера; культура; этнос; чеченская детская литература

Основные положения

– проведен теоретико-методологический анализ проблем формирования личности младшего школьника на основе национальной концептосферы;

– дано авторское определение ключевой дефиниции исследования, и выявлены структурные компоненты национальной концептосферы.

Цитировать публикацию

Асаева, З. З.  НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА [Текст] / З. З. Асаева, И. В. Мусханова, Е. Ю. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  1 (161). — С. 7-22. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.001.

Библиографический список

1. Денисова А. В. Этнокультурная специфика когнитивных компонентов языковой личности: понятийные и методологические основания исследования // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10. № 4. С. 56–66.

2. Борзаева Б. Б. Cохранение и развитие чеченского языка с учётом современных реалий // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11494 (дата обращения: 15.02.2021).

3. Водясова Л. П., Жиндеева Е. А. Способы представления авторского сознания как коммуникативная стратегия художественного творчества // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (50). С. 44–46.

4. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб. : Сударыня, 2007. – 320 с.

 

5. Голубкова В. В., Мацкевич Е. Э. Формирование языковой личности в свете глобальной трансформации культурных ценностей // Профессиональное лингвообразование : материалы десятой международной научно-практической конференции, 01-17 июля 2016 г. Нижний Новгород : Нижегородский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 2016. С. 22–26.

6. Резепина О. Л. Структура и формирование личности (Психолого-педа-гогические особенности). Москва : Когито-Центр, 2019. – 35 c. – ISBN 2227-8397.

7. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учебное пособие. Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2015. – 206 c. – ISBN 978-5-88210-792-4.

8. Чампион Курт Тойч Духовность и самосознание личности. Москва : Когито-Центр; МИЦЧ СанРэй, 2009. – 176 c. – ISBN 978-5-89353-289-0.

9. Фаткуллина Ф. Г. Базовые понятия лингвокультурологического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. 2017. Т. 15. № 2. С. 175–188. (Русский и иностранные языки и методика их преподавания).