Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 1 (161) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.004
УДК: 378.146+378.18
ББК: 74.00 ББК 74.00
М. В. Горюнова ORCID
Аспирант кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Р. Шефер ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. В настоящее время проблема использования исторического материала в целях повышения патриотизма и гражданственности в школе (и на уроках физики, в частности) является наиболее актуальной. Анализ содержания Федерального образовательного стандарта, учебно-методических комплексов по физике вскрыл неразработанную в практическом плане данную проблему. В статье показана реализация принципа историзма с различных точек зрения при обучении физике в школе как основы культурно-просветительской деятельности учителя.

Материалы и методы. Принцип историзма может быть реализован путем размещения в основном тексте учебника историчес-кого материала, что может быть дополнено выполнением определенных заданий на знание истории физики (подготовка сообщений о краткой биографии ученого, его научной школы, интересов, взглядов, теоретических и практических разработок, создание информационных продуктов на основе использования цифровых технологий). Разработка и применение заданий по истории науки «Физика» создает возможность реализации культурно-просветительской деятельности учителя как в урочное, так и внеурочное время.

Результаты. В статье проведен анализ различных УМК по физике для основной школы (Н. С. Пурышевой и Н. Е. Важеевской; А. В. Перышкина; Л. Э. Генденштейна и А. Б. Кайдалова), а также сборников задач по физике. Делается вывод, что авторские коллективы, разрабатывающие УМК по физике для основной школы, ограничиваются лишь традиционным пониманием реализации исторического метода путем описания краткой биографии ученого, портретов великих мыслителей и ученых, что для реализации культурно-просветительской деятельности учителя явно недостаточно.

Обсуждение. Рассмотренные в данной статье рекомендации по использованию принципа историзма в школьной практике основаны на результатах анкетирования обучающихся школ и студентов (бакалавров и магистрантов) физико-математического факультета ЮУрГГПУ в 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах, что послужило хорошей основой для дальнейшего анализа и использования этого принципа, его корректировки и развития как основы культурно-просветительской деятельности учителя.

Заключение. Рассмотрены основные тенденции и актуальные направления развития современного образования с точки зрения ФГОС и способы их реализации с опорой на принцип историзма, показана результативность применения фактов из истории физики на естественно-технических занятиях для достижения планируемых результатов обучения. Опираясь на результаты анкетирования, делается вывод об актуальности использования исторического материала в школьном курсе физики как основы культурно-просветительской деятельности учителя.

Ключевые слова

история физики; принцип историзма; обучение физике; культурно-просветительская деятельность учителя

Основные положения

– принцип историзма может быть использован в качестве метода историко-научного исследования относительно рассматриваемой науки (выявление причинно-следственных связей, закономерностей развития науки, выделение основных этапов развития физики, сегментация задачи на ряд частных вопросов, структурирование, анализ и т. д.);

– обоснована целесообразность использования различных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся с материалом по истории физики на уроках и во внеурочной деятельности и как основы культурно-просветительской деятельности учителя;

– описана процедура изучения мнения обучающихся и студентов педагогического вуза о наиболее оптимальных формах подачи исторической информации при обучении физике в основной школе.

Цитировать публикацию

Горюнова, М. В.  ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ [Текст] / М. В. Горюнова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  1 (161). — С. 65-91. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.004.

Библиографический список

1. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительс-кой деятельности : учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 199 с.

2. Усова А. В. Краткий курс истории физики. Челябинск : Факел, 1995. – 181 с.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е. изд. М. : Советская энциклопедия, 1986. – 1600 с.

4. Арзамаскин Ю. Н. Принцип историзма в научном исследовании // Вестник Военного университета. 2011. № 3 (27). С. 7–11.

5. Российский энциклопедический словарь : в 2-х кн. / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 1. – 1027 с.

6. Словарь иностранных слов: около 10 000 слов / сост. Т. Ю. Уша. Санкт-Петербург : Victory, 2007. – 813 с.

7. Капралов А. И. Историзм как критерий модификации содержания школьного учебника физики // Образование и наука. 2009. № 9. С. 82–90.

8. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика : учебник для 7 класса. М. : Просвещение, 1969. – 191 с.

9. Капралов А. И. Модернизация принципов формирования физического образования как педагогическая проблема // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж : Воронежский центр научно-технической информации, 2016. С. 85–91.

10. Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика : учебное пособие для 8 класса. М. : Просвещение, 1976. – 255 с.

11. Горюнова М. В. Реализация принципа историзма в методике обучения физике и школьной практике // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : ХII Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск : Край Ра, 2016. С. 67–72.

 

12. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М. : Просвещение, 1983. – 160 с.

13. Капралов А. И. Начало развития науки в России. Челябинск : РЕКПОЛ, 2010. – 106 с.

14. Митина С. В., Адоняева О. А., Морозова А. А. Патриотическое воспитание на комбинированных уроках физики с историей для СПО // Инновационные технологии в современном образовании : сборник материалов VII Международной научно-практической интернет-конференции, 12 декабря 2019 года, г. Королев. Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2019. С. 366–373.

15. Онишин А. Р. Значимость использования сведений из истории на уроках физики // Теоретический и практический потенциал современной науки: Сборник научных статей / Научный редактор Н. О. Берая. Москва : Издательство «Перо», 2019. Ч. IV. С. 58–61.

16. Каталог заданий. Задание 4 «Распознавание явлений» // Сдам ГИА: Решу ОГЭ : Образовательный портал для подготовки к экзаменам : [сайт]. URL: https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=39 (дата обращения: 01.02.2021).

17. Антонова Н.А. Проблема формирования читательской грамотности при обучении физике // Инновации в образовании. 2021. № 1. С. 25–38.

18. Шефер О. Р. Лебедева Т. Н., Мокляк Д. С. Подготовка педагогических кадров к организации проектной деятельности школьников при обучении физике : монография / Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО. Челябинск, 2020. – 248 с.

19. Тайницкий В. А., Капралов А. И. Моделирование и конструирование в обучении физике: из опыта работы. Челябинск : РЕКПОЛ, 2009. – 179 с.

20. Никольский Е. В., Зубова И. И. О роли историко-научного материала в естественнонаучных дисциплинах // Инновации в образовании. Т. 6. 2015. № 6-3. С. 264–268.

21. Капралов А. И. Воссоздание исторически достоверных экспериментальных установок в процессе подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности // Учебная физика. 2015. № 3. С. 46–52.