Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована необходимость создания организационно-содержательной модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Цель статьи — представить транслируемую модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Материалы и методы. Обследование детей проводилось по методике Е. В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста», позволившей среди группы сверстников выявить детей с отклонениями в овладении речью. По адаптированной методике Е. Ф. Архиповой изучено состояние компонентов речевого развития детей с отклонениями в овладении речью.
Результаты. Анализ полученных в ходе обследования данных свидетельствует о несоответствии речевых компонентов детей с отклонениями в овладении речью нормативному развитию, что подтверждает потребность детей данной категории в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Обсуждение.В статье представлена модель комплексного поэтапного сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В ходе работы определено четыре основных этапа сопровождения. Их содержание позволяет подойти к данному процессу всесторонне, включить в работу как можно больше участников и повысить эффективность комплексного сопровождения. Модель имеет гибкую и вариативную структуру и может быть внедрена в практику работы с детьми раннего возраста любой дошкольной образовательной организации. Основанием использования данной модели служит наличие детей с отклонениями в овладении речью в группе сверстников.
Заключение. Спроектированная модель психолого-педагоги-ческого сопровождения позволит всесторонне подойти к решению проблемы коррекции отклонений в овладении речью и транслировать ее в условия любой дошкольной образовательной организации, в том числе и частные развивающие центры для детей раннего возраста.
коррекционно-предупредительное воздействие; отклонения в овладении речью; ранний возраст; развитие речи; комплексное сопровождение; ППМС-центр
– выявлены особенности речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью;
– разработана организационно-содержательная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью;
– описана работа с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях групп кратковременного пребывания Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Шереметьева, Е. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ [Текст] / Е. В. Шереметьева, О. А. Беспоместных, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1 (161). — С. 278-291. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.016.
1. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению : монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 282 с.
2. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // (Развитие образования детей с ОВЗ: 2020-2030 годы - альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36.). URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ (дата обращения: 15.02.2021)
3. Наумов А. А. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Специальный педагог дошкольного учреждения. Волгоград, 2013. С. 58–66
4. Левченко И. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Коррекционная педагогика. 2010. № 5. С. 337–340.
5. Югова О. В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Специальное образование. 2017. № 1. С. 53–67.
6. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1998. – 179 с.
7. Красильникова Л. В., Лунина Е. Е. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации // Мир науки : научный интернет-журнал. 2017. Т. 5. № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
8. Цаплина О. В., Царева Е. М. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. № 6. С. 49–58.
9. Светогорова Н. А., Смолева Т. О. К вопросу об организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы // Современная педагогика : электронный научно-практический журнал. 2016. № 3. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5524 (дата обращения: 15.02.2021).