Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Сегодня необходимо систематически применять педагогические приемы и техники коррекции уровня тревожности, особенно с использованием творческого междисциплинарного сотрудничества. Цель исследования: изучить влияние актуализации творческого междисциплинарного сотрудничества химии и биологии на уроках биологии в 10-х классах на уровень тревожности обучающихся.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы, проанализировано качество усвоения полученных знаний, а также с помощью программы наблюдения проведен анализ влияния качества усвоения новых знаний на внешние проявления тревожности испытуемых. Исследование выполнено с использованием учебников В. В. Пасечника по биологии и О. С. Габриеляна по химии. Достоверность результатов проверена с помощью критерия Стьюдента.
Результаты. Средний балл за выполнение самостоятельных работ в экспериментальном классе выше, чем в контрольном; по картам наблюдения выявлено распределение обучающихся с проявлениями повышенного уровня тревожности в контрольном классе.
Обсуждение.Полученные результаты согласуются с выводами других исследователей о том, что освоение творческого междисциплинарного сотрудничества помогает реализовывать технологии самоуправления поведением и чувствами, уменьшать стрессы и повышать самооценку.
Заключение. Актуализация творческого междисциплинарного сотрудничества химии и биологии на уроках биологии влияет на качество усвоенных знаний обучающимися, что, в свою очередь, влияет на внешние проявления повышенного уровня тревожности у них. При более качественном усвоении учебного материала проявления высокого уровня тревожности выражены меньше.
тревожность; коррекция; обучающиеся; творческое междисциплинарное сотрудничество
– выявлено, что актуализация творческого междисциплинарного сотрудничества влияет на внешние проявления повышенного уровня тревожности обучающихся;
– использованный метод наблюдения за внешними проявлениями тревожности у обучающихся на уроке помог составить представления об её изменениях;
– разработанная Программа наблюдения соответствует классическим требованиям (содержит цель, объект и предмет наблюдения, ситуации наблюдения, их количество и продолжительность, перечень индикаторов).
Долгова, В.И. ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА КОРРЕКЦИЮ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ [Текст] / В.И. Долгова, Л. А. Батальцева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1 (161). — С. 244-261. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.014.
1. Henker B., Whalen C.K., Jamner L.D. & Delfino R.J. (2002), “Anxiety, Affect, and Activity in Teenagers: Monitoring Daily Life With Electronic Diaries”, Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, vol. 41, no. 6, pp. 660–670. DOI: 10.1097/00004583-200206000-00005.
2. Lynch H., McDonagh C. & Hennessy E. (2021), “Social Anxiety and Depression Stigma Among Adolescents”, Journal of Affective Disorders, vol. 281, pp. 744-750. DOI: 10.1016/j.jad.2020.11.073.
3. Garcia I., O’Neil J. (2021), “Anxiety in Adolescent”, The Journal for Nurse Practitioners, vol. 17, no. 1, pp. 49–53. DOI: 10.1016/j.nurpra.2020.08.021/.
4. Yap M. B.H., Pilkington P.D., Ryan S.M., Kellycd C.M. & Jormab A.F. (2014), “Parenting strategies for reducing the risk of adolescent depression and anxiety disorders: A Delphi consensus study”, Journal of Affective Disorders, vol. 156, pp. 67–75. DOI: 10.1016/j.jad.2013.11.017.
5. Chiu K., Clark D.M. & Leigh E. (2021), “Cognitive predictors of adolescent social anxiety”, Behaviour Research and Therapy, vol. 137: 103801. DOI: 10.1016/j.brat.2020.103801.
6. Anderson P.D. & Tarshis T.P. (2018), “Technology: Friend or Foe for Teenagers With Anxiety and Depression?”, Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, vol. 57, no. 10: S251. DOI: 10.1016/j.jaac.2018.09.369.
7. Alfonso S.V. & Lonigan C.J. (2021), “Trait anxiety and adolescent's academic achievement: The role of executive function”, Learning and Individual Differences, vol. 85: 101941. DOI: 10.1016/j.lindif.2020.101941.
8. Corr R. & Pelletier-Baldelli P-B. (2021), “Neural mechanisms of acute stress and trait anxiety in adolescents”, NeuroImage: Clinical, vol. 29: 102543. DOI: 10.1016/j.nicl.2020.102543.
9. Хмеларова З., Чонкова А., Шолтес Э. Страх публичных выступлений у учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2018. № 4. Т. 23. С. 70–79. DOI: 10.17759/pse.2018230407.
10. Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Родительская оценка качеств безопасного поведения личности детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. 2020. № 2. Т. 25. С. 59–71. DOI: 10.17759/pse.2020250205.
11. Кузьмина М. В. Связь самооценки и уровня личностной тревожности в подростковом возрасте // Научный поиск. 2019. № 3.1. С. 25–28.
12. Moirano, R., Sanchez, M.A. & Shtepanek, L. (2020), “Creative interdisciplinary collaboration: A systematic literature review”, Thinking Skills and Creativity, vol. 35: 100626. DOI: 10.1016/j.tsc.2019.100626.
13. Clare Kelly & Redmond O'Connell (2020), “Can Neuroscience Change the Way We View Morality?”, Neuron, no. 108(4), vol. 25, pp. 604–607. DOI: 10.1016/j.neuron.2020.10.024.
14. He J., Chen X. & Huang F. (2019), “Is there a relationship bet-weenbody mass index and academic achievement? A meta-analysis”, Public Health, vol. 167, pp. 111–124. DOI: 10.1016/j.puhe.2018.11.002.
15. Bertie L.A., Sicouri G. & Hudson J.L. (2020), “Anxiety Disorders in Children and Adolescents”,Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. DOI: 10.1016/B978-0-12-818697-8.00040-6.
16. Bilsky S. A. & Friedman H. P. (2020), “The interaction between sleep disturbances and anxiety sensitivity in relation to adolescent anger responses to parent adolescent conflict”, Journal of Adolescence, vol. 84, pp. 69–77. DOI: 10.1016/j.adolescence.2020.08.005.
17. Власова Г. И., Турчин А. С. Особенности тревожности современных подростков-школьников // Научное мнение. 2019. № 9. С. 16–21.
18. Имедадзе И. В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 4–13. DOI:10.17759/chp.2019150201.
19. Арзыкулова А. Т., Алымбаева Э. А. Коррекция уровня тревожности подростков средствами арт-терапии // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 106–108.
20. Сорочинский М. А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 6. С. 274–278.
21. Степанова В. В., Толстых Н. Н. Междисциплинарные связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 23–44. DOI: 10.17759/sps.2016070103.