Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Наибольший риск формирования интернет-зависимости приходится на старший подростковый возраст, когда образовательный процесс требует все большего времени нахождения в интернете. Поэтому в исследованиях интернет-зависимости следует разграничивать время в интернете, затрачиваемое на 1) учебу, 2) социальные сети и внеучебный контент, 3) игры. Нуждаются в дополнительном прояснении вопросы о связях времени сна как важном факторе здоровья с временем пребывания в интернете и симптомами интернет-зависимости. Цель статьи: Анализ взаимосвязей проводимого в интернете времени, симптомов интернет-зависимости, времени сна.
Материалы и методы. Испытуемые: 54 старшеклассника 16–17 лет. Применялся тест интернет-зависимого поведения С. Чена. Проводилось анкетирование для выяснения среднего общего времени сна, нахождения в интернете с разделением на виды активности. Использовались описательные статистики, корреляционный анализ, критерий Колмогорова-Смирнова.
Результаты. На учебу в интернете тратится 48 % или 2,1 ч, на общение и развлекательный контент — 41 % или 1,9 ч., на игры — 11 % или 0,5 ч. в сутки. Общее время в интернете значимо коррелирует с компульсивностью и суммарным баллом интернет-зависимос-ти. Со временем на учебу в интернете и компульсивностью связь практически отсутствует, как и с субшкалой межличностных проблем и проблем со здоровьем. Время на соцсети и не связанный с учебой развлекательный контент особенно тесно связано с компульсивностью и толерантностью: наряду с навязчивой потребностью возвращаться к этой активности нарастает потребность во времени проводить за ней. Время на игры в интернете заметно не коррелирует с интернет-зависимостью. Время сна значимо не коррелирует с параметрами интернет-зависимости, а также временем нахождения в интернете.
Обсуждение. Подчеркивается, что в отличие от данных некоторых других исследований, для данной выборки игры в интернете не обладали заметным аддиктивным потенциалом. Это может быть обусловлено как меньшим временем, затрачиваемым на игры в интернете у респондентов рассматриваемой выборки, так и с интересами и потребностями старшеклассников, связанными с успешным обучением и общением.
Заключение. Время сна практически не зависит от уровня интернет-зависимости и времени нахождения в интернете. Потребление учебного контента по абсолютному и относительному времени находится на первом месте, при этом не вызывая серьезных рисков интернет-зависимости. Соцсети и развлекательный контент обладает наибольшим аддиктивным потенциалом по всем параметрам интернет-зависимости, что является тревожной тенденцией.
интернет-зависимость; старший подростковый возраст; старшеклассники; время в интернете; время сна; обучение в интернете; социальные сети и развлекательный контент; игры в интернете
– определены структурные и временные составляющие среднесуточного пребывания в интернете и времени сна у выборки российских старшеклассников 16–17 лет;
– выявлены особенности связи времени, проводимого в интернете, в том числе, за разными видами активности, и структурой интернет-зависимости;
– проверена гипотеза о связи среднесуточного времени сна и компонентами интернет-зависимости, а также временем, проводимым в интернете.
Григорьев, П. Е. ВЗАИМОСВЯЗЬ СИМПТОМАТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВРЕМЕНИ СНА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРОВОДИМЫМ В ИНТЕРНЕТЕ ВРЕМЕНЕМ [Текст] / П. Е. Григорьев, А. С. Гальченко, Л. В. Поскотинова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1 (161). — С. 228-243. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.013.
1. Güzel N., Kahveci I., Solak N., Cömert M. & Turan F. (2018), “Internet addiction and its impact on physical health”, Turkishmedicalstudentjournal, no. 5, pp. 32–36. DOI: 10.4274/tmsj.2018.05.03.0002.
2. Çelebioğlu A. Aytekin A., Küçükoğlu S. & Ayran G. (2020), “The effect of Internet addiction on sleep quality in adolescents”, Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing, vol. 33, pp. 221–228. DOI: 10.1111/jcap.12287.
3. Abdel-Salam D., Alrowaili H., Albedaiwi H., Alessa A. & Alfayyadh H. (2019), “Internet addiction”, The Journal of the Egyptian Public Health Association, vol. 94, no. 12. DOI: 10.1186/s42506-019-0009-6.
4. Karacic S. & Oreskovic S. (2017), “Internet Addiction Through the Phase of Adolescence: A Questionnaire Study”, JMIR Mental Health, vol. 4, no. 2. DOI: 10.2196/mental.5537.
5. Симановский А. Э. Использование школьниками Интернет-ресурсов для решения учебных и познавательных задач // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 22–29.
6. Chen, S., Weng, L., Su, Y., Wu, H. & Yang, P. (2003), “Development of a Chinese Internet addiction scale and its psycho-metric study”, Chinese Journal of Psychology, vol. 45, pp. 279–294.
7. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения / В. Л. Малыгин [и др.] // Медицинская психология в Рос-
сии : электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer03.php (дата обращения: 28.01.2021).
8. Ивантер Э. В., Коросов А. В. Основы биометрии: введение в статистический анализ биологических явлений и процессов. Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1992. – 168 с.
9. Cheung L. & Wong W. (2011), “The effects of insomnia and internet addiction on depression in Hong Kong Chinese adolescents: An exploratory cross-sectional analysis”, Journal of sleep research, vol. 20, pp. 311–317. DOI: 10.1111/j.1365-2869.2010.00883.x.
10. Hamid M. & Mohamed N. (2021), “Overview of internet gaming disorder (IGD)”, Academia Letters, article 729. DOI: 10.20935/AL729.
11. Hassan S., Bhateja S., Arora G. & Prathyusha F. (2020), “Addiction to internet games”, Journal of Management Research and Analysis, no. 7, pp. 52–56. DOI: 10.18231/j.jmra.2020.011.