Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 1 (161) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.013
УДК: 159.9.07
ББК: 88.8
П. Е. Григорьев ORCID
Доцент, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории фитореабилитации человека, Никитский ботанический сад — Национальный научный центр РАН, пгт. Никита, г. Ялта, Республика Крым, Российская Федерация; профессор кафедры «Психология», Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация; ведущий научный сотрудник отдела физиотерапии, медицинской климатологии и курортных факторов, Академический научно-исследовательский институт физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации имени И. М. Сеченова, г. Ялта, Республика Крым, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. С. Гальченко ORCID
Ученый секретарь, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. В. Поскотинова ORCID
Доцент, доктор биологических наук, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоритмологии, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук, г. Архангельск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВЗАИМОСВЯЗЬ СИМПТОМАТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВРЕМЕНИ СНА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРОВОДИМЫМ В ИНТЕРНЕТЕ ВРЕМЕНЕМ
Аннотация

Введение. Наибольший риск формирования интернет-зависимости приходится на старший подростковый возраст, когда образовательный процесс требует все большего времени нахождения в интернете. Поэтому в исследованиях интернет-зависимости следует разграничивать время в интернете, затрачиваемое на 1) учебу, 2) социальные сети и внеучебный контент, 3) игры. Нуждаются в дополнительном прояснении вопросы о связях времени сна как важном факторе здоровья с временем пребывания в интернете и симптомами интернет-зависимости. Цель статьи: Анализ взаимосвязей проводимого в интернете времени, симптомов интернет-зависимости, времени сна.

Материалы и методы. Испытуемые: 54 старшеклассника 16–17 лет. Применялся тест интернет-зависимого поведения С. Чена. Проводилось анкетирование для выяснения среднего общего времени сна, нахождения в интернете с разделением на виды активности. Использовались описательные статистики, корреляционный анализ, критерий Колмогорова-Смирнова.

Результаты. На учебу в интернете тратится 48 % или 2,1 ч, на общение и развлекательный контент — 41 % или 1,9 ч., на игры — 11 % или 0,5 ч. в сутки. Общее время в интернете значимо коррелирует с компульсивностью и суммарным баллом интернет-зависимос-ти. Со временем на учебу в интернете и компульсивностью связь практически отсутствует, как и с субшкалой межличностных проблем и проблем со здоровьем. Время на соцсети и не связанный с учебой развлекательный контент особенно тесно связано с компульсивностью и толерантностью: наряду с навязчивой потребностью возвращаться к этой активности нарастает потребность во времени проводить за ней. Время на игры в интернете заметно не коррелирует с интернет-зависимостью. Время сна значимо не коррелирует с параметрами интернет-зависимости, а также временем нахождения в интернете.

Обсуждение. Подчеркивается, что в отличие от данных некоторых других исследований, для данной выборки игры в интернете не обладали заметным аддиктивным потенциалом. Это может быть обусловлено как меньшим временем, затрачиваемым на игры в интернете у респондентов рассматриваемой выборки, так и с интересами и потребностями старшеклассников, связанными с успешным обучением и общением.

Заключение. Время сна практически не зависит от уровня интернет-зависимости и времени нахождения в интернете. Потребление учебного контента по абсолютному и относительному времени находится на первом месте, при этом не вызывая серьезных рисков интернет-зависимости. Соцсети и развлекательный контент обладает наибольшим аддиктивным потенциалом по всем параметрам интернет-зависимости, что является тревожной тенденцией.

Ключевые слова

интернет-зависимость; старший подростковый возраст; старшеклассники; время в интернете; время сна; обучение в интернете; социальные сети и развлекательный контент; игры в интернете

Основные положения

– определены структурные и временные составляющие среднесуточного пребывания в интернете и времени сна у выборки российских старшеклассников 16–17 лет;

– выявлены особенности связи времени, проводимого в интернете, в том числе, за разными видами активности, и структурой интернет-зависимости;

– проверена гипотеза о связи среднесуточного времени сна и компонентами интернет-зависимости, а также временем, проводимым в интернете.

Цитировать публикацию

Григорьев, П. Е.  ВЗАИМОСВЯЗЬ СИМПТОМАТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВРЕМЕНИ СНА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРОВОДИМЫМ В ИНТЕРНЕТЕ ВРЕМЕНЕМ [Текст] / П. Е. Григорьев, А. С. Гальченко, Л. В. Поскотинова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  1 (161). — С. 228-243. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.013.

Библиографический список

1. Güzel N., Kahveci I., Solak N., Cömert M. & Turan F. (2018), “Internet addiction and its impact on physical health”, Turkishmedicalstudentjournal, no. 5, pp. 32–36. DOI: 10.4274/tmsj.2018.05.03.0002.

2. Çelebioğlu A. Aytekin A., Küçükoğlu S. & Ayran G. (2020), “The effect of Internet addiction on sleep quality in adolescents”, Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing, vol. 33, pp. 221–228. DOI: 10.1111/jcap.12287.

3. Abdel-Salam D., Alrowaili H., Albedaiwi H., Alessa A. & Alfayyadh H. (2019), “Internet addiction”, The Journal of the Egyptian Public Health Association, vol. 94, no. 12. DOI: 10.1186/s42506-019-0009-6.

4. Karacic S. & Oreskovic S. (2017), “Internet Addiction Through the Phase of Adolescence: A Questionnaire Study”, JMIR Mental Health, vol. 4, no. 2. DOI: 10.2196/mental.5537.

5. Симановский А. Э. Использование школьниками Интернет-ресурсов для решения учебных и познавательных задач // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 22–29.

6. Chen, S., Weng, L., Su, Y., Wu, H. & Yang, P. (2003), “Development of a Chinese Internet addiction scale and its psycho-metric study”, Chinese Journal of Psychology, vol. 45, pp. 279–294.

7. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения / В. Л. Малыгин [и др.] // Медицинская психология в Рос-

 

сии : электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer03.php (дата обращения: 28.01.2021).

8. Ивантер Э. В., Коросов А. В. Основы биометрии: введение в статистический анализ биологических явлений и процессов. Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1992. – 168 с.

9. Cheung L. & Wong W. (2011), “The effects of insomnia and internet addiction on depression in Hong Kong Chinese adolescents: An exploratory cross-sectional analysis”, Journal of sleep research, vol. 20, pp. 311–317. DOI: 10.1111/j.1365-2869.2010.00883.x.

10. Hamid M. & Mohamed N. (2021), “Overview of internet gaming disorder (IGD)”, Academia Letters, article 729. DOI: 10.20935/AL729.

11. Hassan S., Bhateja S., Arora G. & Prathyusha F. (2020), “Addiction to internet games”, Journal of Management Research and Analysis, no. 7, pp. 52–56. DOI: 10.18231/j.jmra.2020.011.