Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 1 (167) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.010
УДК: 42/49 (07) : 378.937
ББК: 81.2-9 : 74.480.26
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЦЕЛЕПОЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Цель исследования состоит в изучении проблемы целеполагания в иноязычной подготовке будущих учителей в контексте развития современного общества, состояния системы образования и основных тенденций развития педагогической науки. В статье рассматриваются взаимодополняющие цели иноязычного образования — развитие иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции и вторичной языковой личности учителя иностранного языка.  

Материалы и методы. Основным методом проведенного исследования выступает анализ отечественных и зарубежных нормативных документов, отражающих проблемы развития языкового образования, а также актуальной научной литературы по вопросам лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Для достижения поставленной цели используются следующие методологические

 

подходы: компетентностный подход, позволяющий рассматривать цель иноязычного образования как овладение совокупностью иноязычных знаний, умений и навыков; лингводидактический подход, опирающийся на теоретические положения концепций языковой личности и вторичной языковой личности.

Результаты. Использование двух моделей иноязычного образования (компетентностной и лингводидактической) в единстве позволяет обеспечить производство конечного образовательного продукта, а именно языковой личности будущего учителя, владеющего одним иностранным языком (вторичная языковая личность) или несколькими иностранными языками (полилингвальная  личность) на уровне, приближающемся к уровню образованного носителя языка, обладающего сформированной иноязычной межкультурной коммуникативной компетенцией и способного к эффективной межкультурной (поликультурной) коммуникации.

Обсуждение. Предложенная формулировка цели иноязычного образования как единства развития иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции и формирования вторичной языковой личности не подразумевает противоречий в понимании результатов иноязычной подготовки будущего учителя иностранного языка. Двуединая трактовка целеполагательных ориентиров иноязычной подготовки будущих учителей иностранного языка детерминируется современным состоянием социума, системы образования в целом и иноязычного образования в педагогическом вузе в частности, требованиями общества к профессиональным качествам учителя иностранного языка, а также уровнем развития лингводидактики как науки об общих принципах и закономерностях языкового образования и частных методик обучения иностранным языкам.

Заключение. Оба выявленных аспекта современного целеполагания в области иноязычного образования — развитие иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка и формирование его вторичной языковой личности – направлены на решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в условиях меняющегося социокультурного пространства.

Ключевые слова

будущий учитель иностранного языка; иноязычная межкультурная коммуникативная компетенция; вторичная языковая личность; профессиональное обучение; профессиональная подготовка; педагогика высшей школы; теория и методика профессионального образования

Основные положения

– непрерывные изменения в современном мире требуют постоянного пересмотра и уточнения целей иноязычного образования, которое в значительной степени обусловлено влиянием социальных, культурных, коммуникационных, мировоззренческих факторов, развитием педагогической науки, бурным ростом цифровых технологий;

– оптимальное целеполагание в области иноязычного образования является важным фактором совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка;

– целеполагательными ориентирами подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе должны быть развитие иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции и вторичной языковой личности педагога (с учетом изменений в трактовке этих понятий по мере развития педагогической науки).

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ЦЕЛЕПОЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  1 (167). — С. 150-162. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.010.

Библиографический список

1. Тарева Е. Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник Московского городского педагогического университета. 2018. № 3 (27). С. 85–90.

 

(Философские науки).

2. Колесников А. А., Поляков О. Г. Личностно-компетентностная основа филологического образования (иностранные языки) // Язык и культура. 2017. № 40. С. 224–244. 

3. Колесников А. А. Обучение иностранным языкам в свете новых компетентностных реалий // Иностранные языки в школе. 2019. № 5. С. 2–11.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : URSS. 2019. –264 с. ISBN 978-5-397-06378-4.

5. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Основные направления инновационного развития системы подготовки учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 9–13.