Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 1 (167) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.014
УДК: 378.937 : 681.14
ББК: 74.480.26 : 32.973
Л.Р. Салаватулина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Н. Богачев ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии цифровизации образования. Выявлена необходимость построения цифрового образовательного пространства профессиональной подготовки педагогов на основе цифровой трансформации дидактического процесса.  

Материалы и методы. Значимым методом исследования является теоретико-методологический анализ научной литературы, который позволил прийти к научному осмыслению категории цифровизация образования, вывить зарубежный и отечественный опыт построения цифровой образовательной среды. Методологическая основа исследования заключается в совокупности социокультурного, компетентностного, процессно-технологического и инструментального подходов, позволяющих представить особенности и основные положения конструирования субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды профессиональной подготовки педагогов и сформулировать её основные компоненты.

Результаты. Определен и обоснован методический инструментарий профессиональной подготовки педагогов на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и личностных интересов, а также насыщенности цифровой образовательной среды. Делается вывод о необходимости и возможности расширения цифрового дидактического пространства, особенностями которого являются персонализированность, адаптивность, насыщенность, полимодальность.

Обсуждение. Цифровая трансформация предполагает качественное изменение содержания и организации образовательного процесса, методов, форм, технологий, ролевой функции педагога в соответствии с условиями, возможностями, ресурсами цифровой среды для самореализации и личностно-профессионального развития субъектов образования.

Заключение. Делается вывод о влиянии социокультурных факторов на трансформацию системы образования в условиях цифровизации общества и экономики. Цифровая трансформация дидактического пространства в профессиональной подготовке педагогов стимулирует субъектную активность, самостоятельность, профессиональную мобильность, развитие цифровой культуры будущих педагогов в целях поддержки готовности к решению комплексных образовательных и профессиональных задач.

Ключевые слова

цифровизация; профессиональное образование; цифровые технологии; дидактика

Основные положения

– выявлены возможности моделирования образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов на основе его цифровизации;

– обоснованы особенности субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды профессиональной подготовки педагогов и описаны ее основные компоненты;

– выявлены факторы и закономерности цифрового образовательного процесса;

– определены стратегии цифровой трансформации дидактического пространства, реализующие процессный и инструментальный подходы к качеству образовательных услуг;

– представлена модификация дидактического инструментария в зависимости от профессиональных и личностных интересов будущих педагогов, а также насыщенности цифровой образовательной среды.

Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А. Н. Богачев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  1 (167). — С. 208-221. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.014.

Библиографический список

1. Васильева А. А. К вопросу о цифровизации образовательной среды современного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С 114–117.

2. Коломейцева А. А., Гасанова Р. Р. Модернизация образовательной среды к вызовам цифровизации высшей школы // Мир университетской науки: культура и образование. 2020. № 9. С. 167–175.

3. Гнатышина Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педагога : монография. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. – 294 с.

4. Клейменова Е.В. Технология вариативного обучения студентов вуза в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 2. С.32–34. (Проблемы высшего образования).

5. Сергеева М. Г. Полякова Я. В. Методическое сопровождение диагностики образовательной среды вуза в контексте оптимизации и цифровизации учебного процесса // Вопросы педагогики. 2020. № 10-1. С. 196–199.