Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 1 (167) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.002
УДК: 4 (07) : 378
ББК: 81.2-9 : 74.480.05
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
П. Г. Буланов ORCID
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ
Аннотация

Введение. В последнее время педагоги в нашей стране и за рубежом озабочены проблемами функциональной грамотности выпускников образовательных учреждений как фактора дальнейшего эффективного функционирования в меняющемся мире.  Статья посвящена изучению потенциала основной профессиональной образовательной программы подготовки переводчиков в контексте формирования глобальных компетенций, определяющих их успешность в профессиональной деятельности, а также в сфере взаимодействия с обществом в течение всей жизни.  

Материалы и методы. В статье применяется метод анализа теоретической литературы по проблемам функциональной грамотности и нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в высшей школе.

Результаты. Заключаются в описании дидактических возможностей дисциплин предметного цикла, входящих в основную профессиональную образовательную программу подготовки бакалавров по профилю «Перевод и переводоведение», в формировании глобальных компетенций, включенных в модель функциональной грамотности.

Обсуждение. Предлагается использовать потенциал основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение» для формирования глобально компетентной личности выпускника. При этом следует соотносить содержание глобальных компетенций с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части универсальных компетенций с целью гармонизации целеполагательных ориентиров лингвистического образования.

Заключение. Формирование глобальных компетенций является актуальной составляющей профессиональной подготовки переводчиков, которая позволит им участвовать в процессе продуктивной межъязыковой и межкультурной коммуникации, эффективно выполнять функцию медиатора культур и грамотно выстраивать свою профессиональную карьеру, соответствуя требованиям постоянно меняющегося социума.

Ключевые слова

функциональная грамотность; глобальные компетенции; глобально компетентная личность; высшее образование; лингвистическое образование; профессиональная подготовка переводчика; теория и методика профессионального образования; высшая школа; методология науки

Основные положения

– идеи функциональной грамотности являются актуальными для профессиональной подготовки будущего переводчика;

– особое место в концепции функциональной грамотности занимают глобальные компетенции, обеспечивающие понимание глобальных и межкультурных проблем, эффективное международное взаимодействие в целях коллективного благополучия и устойчивого развития общества;

– основная профессиональная образовательная программа подготовки переводчика обладает достаточным потенциалом для формирования глобальных компетенций и глобально компетентной личности.

Цитировать публикацию

Афанасьева, О. Ю.   ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ [Текст] / О. Ю. Афанасьева, Е. Ю. Никитина, П. Г. Буланов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  1 (167). — С. 20-31. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.002.

Библиографический список

1. Лесев В. Н., Валеева Р. А. Глобальные компетенции: их роль и значение // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12 (114), Ч. 3. С. 65–67.

2. Кузнецова М. И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 8. С. 35–40. DOI 10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40.8.

3. Функциональная грамотность: глобальные компетенции : jтчет по результатам международного исследования PISA-2018. ФИОКО. М., 2020. – 54 с.

4. Певнева И. В., Табашникова О. Л. Глобальные компетенции в профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 60–68.

5. Fedotova M., Afanasjeva O., Smirnova M. (2017), “The significance of global competence and its influence on teacher training process”, Proceedings of the 4th


International Interdisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017, Sofia, vol. 3, book 1, pp. 609–616.

6. Панфилова В. М., Панфилов А. Н. Формирование глобальной компетентности как условие эффективного профессионального образования будущих педагогов // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 2А. С. 239–247. DOI 10.34670/AR.2021.67.45.034.

7. Лесев В. Н., Валеева Р. А. Глобальные компетенции в современном высшем образовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 4 (48). С. 92-95. DOI 10.51609/2079-3499_2021_12_04_92.