Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 1 (167) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.013
УДК: 371.011 : 29
ББК: 74.200.50 : 86.38
У. С. Садыков ORCID
Аспирант кафедры педагогики Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Н. Богачев ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Мусханова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, директор института филологии, истории и права, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются проблемы формирования личности в современном цифровом мире. Отмечается роль гуманистического потенциала религии ислам в процессе обучения и воспитания. Указывается на то, что гуманис-тические ценности ислама направлены на развитие цивилизации, содействие счастью, моральному и материальному процветанию человеческого общества. Проводится мысль о том, что в условиях современного цифрового общества интеграция информационно-коммуникативных технологий и гуманистического потенциала ислама позволит разрешить проблему сохранения человеческого в человеке. Выделяются возможности образования, направленные на преодоление ряда когнитивных провалов с целью создания единого пространства, в котором успешно могут взаимодействовать люди с разным мировоззрением и мировосприятием, а также развитие гармоничной личности, способной совершенствовать себя и окружающий мир.

В современном цифровом мире происходят трансформации всех сфер жизнедеятельности человека, придавая им совершенно новые условия, смыслы, новые виды деятельности. Изменениям подвергаются межличностные отношения, образ жизни, мировосприятие, мироощущение, ценностные установки личности. В связи с этим современному человеку для жизни и развития необходимо овладевать новыми дополнительными компетенциями. Парадигма воспитания и обучения сегодня направлена не столько на информативность, сколько на формирование навыков, позволяющих личности противостоять многочисленным угрозам и рискам, сохранять собственные ценностные установки и гуманистические ориентиры. Однако, несмотря на изменчивость и противоречивость окружающей реальности, классические идеи гуманизации образования остаются неизменными и доминирующими в процессе становления, формирования и развития личности. Гуманистические ценности и идеи являющиеся основополагающими в религии, этнической культуре, традициях и обычаях каждого народа, несомненно, обладают мощным потенциалом воспитания высоконравственной личности, и их необходимо применять в образовательной практике.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме использования гуманистического потенциала ислама в формирования личности современного человека. Также методическим основанием явились коранические тексты, аяты и суры, раскрывающие значимость знания как ценностной константы, характеризующее отношение человека к другим людям и к миру в целом.

Результаты. Анализ научной и религиозной литературы позволи выявить гуманистические идеи, ценности исламской религии. Общность мировых религий, заключающаяся в направленности на человека, на его блага и показывающие его ценность, следует транслировать подрастающим поколениям. Формами и методами, позволяющими использовать гуманистический потенциал ислама в образовательном пространстве, выступает как аудиторная, так и внеаудиторная деятельность. Так, на площадке Чеченского государственного педагогического университета регулярно проводятся встречи с представителями муфтията республики, на которых широко обсуждаются проблемы нравственности и духовности. Раскрытию гуманистического потенциала ислама способствуют и плановые мероприятия, организуемые студентами профиля «Арабский язык» и «Английский язык», чтение коранических текстов, их перевод на русский и чеченский языки, раскрывая глубокие философские смыслы, подчеркивающие чистоту помыслов, слов и действий настоящего мусульманина – человека –миротворца и созидателя.

Обсуждение. Цифровая реальность диктует совершенно новые условия и смыслы, новые виды деятельности, преобразуя все сферы жизнедеятельности человека. Трансформации подвергаются межличностные отношения, образ жизни, мировосприятие, мироощущение, ценностные установки личности. Современному человеку, чтобы жить и развиваться, необходимо овладевать новыми компетенциями, позволяющими ему противостоять многочисленным угрозам и рискам, сохранять собственные ценностные установки и гуманистические ориентиры. Несмотря на изменчивость и противоречивость окружающей реальности классические идеи гуманизации образования остаются неизменными и доминирующими в процессе становления, формирования и развития личности. Гуманистические ценности и идеи являются основополагающими в этнической культуре, традициях и обычаях каждого народа. Несомненно, важное значение имеют и религиозные гуманистические ценности в воспитании современного человека.

Религия ислам как одна из трех мировых аврамических религий проповедует ценность личности, особое предназначение человека, любовь и заботу ко всему, что нас окружает в повседневной жизни. Гуманистический потенциал ислама способствует развитию цивилизации. Он, содействуя счастью, моральному и материальному процветанию людей, продвигает вперед человеческое общество. Мусульманин, согласно определению пророка Мухаммада, — человек, не наносящий вреда другим людям. Он подчиняется законам Создателя, и ищет мира с Ним и Его творениями.

Ислам — это организованная система правил, норм и ценностей. Он направляет человека по надежному правильному и совершенному пути на личностном, семейном и общественном уровнях. Здесь уместно отметить, что основоположник педагогической дидактики Ян Амос Коменский актуализировал три источника познания мира: чувства, разум и Священное писание. Становление, формирование и развитие личностие человека основывается на духовно-нравст-венных компонентах, заложенных в религиозно-культурных ценностях каждого народа. В современном цифровом обществе, когда основная часть подростков и молодежи предпочитает живому слову виртуальный мир, создаются опасные предпосылки, девальвации гуманистических, общечеловеческих, этнокультурных ценностей и поэтому залогом успешного образовательного процесса является учет гуманистического потенциала религии, этнокультуры с формированием на их основах адекватного представления о существующей действительности.

Заключение. Делается вывод о значимости и необходимости использования гуманистического потенциала религии, в частности, ислама в формировании высоконравственной личности. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях цифровой реальности, так как большая масса подростков и молодежи находится в виртуальном мире, вне реальности, что приводит к необратимым негативным процессам в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах личности.

 

Ключевые слова

личность; формирование; ислам; гуманизм; цифровизация; современность; образование; формирование личности

Основные положения

проведен теоретико-методологический анализ проблемы влияния гуманистичесого потенциала ислама на формирование личности;

– обобщены идеи и подходы ведущих ученых, педагогов, психологов, анализирующих развитие личности в современных условиях цифровой эпохи.

Цитировать публикацию

Садыков, У. С.  ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ [Текст] / У. С. Садыков, А. Н. Богачев, И. В. Мусханова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  1 (167). — С. 197-207. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.013.

Библиографический список

1. Байбатыров М. Б. А. Х. Воспитательный потенциал ислама // Актуальные проблемы современной семьи : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 29 апреля 2021 года, г. Грозный. Махачкала : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2021. С. 663–667.

2. Аминов Т. М. Педагогическая теория аль-газали-основного представителя школы хадиса и калама // Духовное наследие мусульманских богословов в контексте проблем XXI века : материалы II Международной научно-образовательной конференции, 24–28 ноября 2020 года. Махачкала : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2021. С. 26–33.

3. Буттаева А. М. Просветительский потенциал ислама в системе светского образования // Опыт исламоведческих исследований в контексте возрождения и развития отечественной богословской школы : материалы международной научно-практической конференции, 20–22 ноября 2019 года, г. Казань. Болгар :

 

Издательство «ООО «Издательский дом «МеДДоК», Болгарская исламская академия, 2019. С. 257–262.

4. Курбанова Х. А. Особенности взаимодействия педагогической науки и религии // Глобальное партнерство как гарантия устойчивого социально-экономического развития Дагестана: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 6-7 апреля 2021 года. Махачкала : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2021. С. 77–79.  ISBN 978-5-00128-677-6.

5. Шамуратова Э. С. Обучение и воспитание в исламской педагогике // Молодой ученый. 2019. №. 34. С. 77–79.