Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье раскрывается актуальная проблема планирования онлайн-занятий по иностранному языку в высшей школе в условиях дистанционного обучения. Представлены основные принципы такого типа обучения, а именно: гибкость, асинхронность и социальность. Также проведён анализ современных исследований по данной теме. Цель статьи – описание эффективного занятия по иностранному языку онлайн с учётом дистанционных и коммуникационных технологий.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научных публикаций, описание и наблюдение. Теоретической базой исследования выступают научные труды, касающиеся коммуникационных технологий в образовании и особенностей дистанционного обучения в вузе. Под описанием мы подразумеваем представление нашего варианта дистанционного занятия по иностранному языку. Практический материал исследования прошёл апробацию на занятиях со студентами факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ.
Результаты. Разработан план занятия по иностранному языку в вузе с учётом дистанционных и коммуникационных технологий. Перечислены варианты проведения разных этапов занятия в зависимости от технических возможностей преподавателя и уровня владения студентами иностранным языком. Также даны рекомендации преподавателям по повышению эффективности онлайн-занятий.
Обсуждение. Эффективность использования дистанционных и коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе зависит от соответствия учебного материала интересам студентов и от грамотного планирования занятия в целом. Физическая разобщённость студентов не является причиной ухудшения их речевых навыков. Наоборот данный фактор может помочь учащимся преодолеть языковой барьер.
Заключение. Делается вывод о том, что залогом успешного дистанционного занятия по иностранному языку в вузе является грамотное использование речевых заданий и разделение студентов на пары или группы в зависимости от их уровня владения иностранным языком. Также важен ненавязчивый контроль преподавателя, его наблюдение за работой студентов, направление их хода мысли и своевременное исправление ошибок.
онлайн-занятие; традиционное занятие; коммуникационные технологии; дистанционное образование; гибкость; групповая и парная работа
– определены основные принципы дистанционного обучения в целом и при обучении иностранному языку в высшей педагогической школе, в частности;
– разработан план онлайн-занятия, позволяющий будущим учителям улучшить навыки общения на иностранном языке;
– сформулированы рекомендации для преподавателей.
Кулакович, М. С. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ [Текст] / М. С. Кулакович, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1 (167). — С. 140-149. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.009.
1. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения 05.11.2021).
2. Беленько И. А. Применение цифровых технологий в обучении иностранному языку в профессиональном образовании в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3. С. 29–34.
3. Авдеева Е. Л. Восприятие студентами изучения иностранного языка с использованием электронной образовательной платформы // Вопросы прикладной лингвистики. 2018. № 3-4. С. 33–50.
4. Гриднева С. В. Дистанционное обучение иностранным языкам в вузе:
проблемы и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 6. С. 15–19.
5. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2005. – 336 с.
6. Ильичева Н. В., Махонина А. А. Проблемы межличностного общения при дистанционном обучении иностранному языку // Известия Воронежского госу-дарственного педагогического университета. 2021. № 1. С.104–107.
7. Лучникова А. В. Способы повышения эффективности обучения в вузе в условиях дистанта на занятиях по английскому языку // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход : сборник статей. Симферополь, 2021. – 236 c.