Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 1 (167) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.005
УДК: 378.811.161.1
ББК: 74.480.81.2/81.8стд1-9-2
И. Г. Казачук ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Глухих ORCID
Доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Миронова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Изучение синтаксиса в школе и вузе направлено на реализацию антропоцентрического подхода, распространенного в современном языкознании. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому синтаксису требует включения всех способов выражения синтаксических функций. Использование процессуальных фразеологизмов в качестве предикатов односоставных предложений — недостаточно изученный, но важный вопрос. Цель статьи — представить возможности эффективного изучения безличного предложения в школе и вузе, аргументировать необходимость введения в круг анализируемых единиц примеры фразеологического фонда.  

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы в области русского синтаксиса, систематизация опыта работы в высшей школе, педагогическое наблюдение. В данной статье в упражнения для изучения безличных предложений с главным членом процессуальным фразеологизмом используются примеры использования таких конструкций в художественных текстах, что расширяет представление студентов о включении безличных предложений в разные жанры и демонстрирует функциональные возможности данных единиц.

Результаты. В статье представлен опыт работы преподавателей современного русского языка по изучению синтаксиса на филологическом факультете. Апробированные упражнения направлены на выявление функций и семантики безличных предложений одного типа.

Обсуждение. В статье показаны пути анализа предикативного центра безличного предложения с компонентом – процессуальным фразеологизмом. Материал подобного анализа позволяет решать логические и системные задачи в курсе обучения русскому языку.

Заключение. Авторы сделали вывод о том, что упражнения, включающие единицы фразеологического фонда русского языка, обеспечивают эффективную работу по формированию коммуникативных умений и навыков современного педагога, изучение односоставных предложений и их функционального наполнения формами глаголов на данном материале обосновано требованием развития филологически эрудированной, одарённой личности, способной выразить все необходимые оттенки смысла на русском литературном языке.

Ключевые слова

коммуникативная компетентность; урок русского языка; безличные предложения; процессуальный фразеологизм; русский язык 

Основные положения

– определены основные приемы изучения безличного предложения; предложены авторские способы изучения данной темы в курсе современного русского языка студентов бакалавриата;

– представлены основные формы процессуальных фразеологизмов в сказуемом безличного предложения, а также представлены типы заданий, направленных на формирование лингвистической и коммуникативной компетенции выпускников педагогического вуза;

– проблема соотношения процессуальных фразеологизмов с глаголами в семантическом и грамматическом отношениях определена как одна из основных для изучения сказуемого в безличном предложении в вузе.

Цитировать публикацию

Казачук, И. Г.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ [Текст] / И. Г. Казачук, Н. В. Глухих, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  1 (167). — С. 67-87. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.005.

Библиографический список

1. Березина О. А. К вопросу о языковой репрезентации категории безличности // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. №  4. С. 39–51.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис. Москва : Высшая школа, 2003. − 416 с.

3. Галкина-Федорук Е. М. Безличные предложения в современном русском языке. Москва : URSS, 2019. − 334 с.

4. Долин Ю. Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка). Оренбург : ИПК Оренбургского государственного университета, 2008. – 129 с.

5. Золотова Г. А. Понятие личности/безличности и его интерпретации // Russian linguistics. International Journal for the Study of the Russian Language. 2000. Т. 24, № 2. С. 103 – 115. DOI 10.1023/A:1007054326390

6. Осипова Э. Н. Русский синтаксис: односоставность предложения. Архангельск: Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2009. − 150 с.

7. Саидова М. С. Проблема классификации безличных предложений в современном русском языке // European Scientific Conference : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции : в 3-х ч., 07 января 2018 года. Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. Ч. 2. С. 42–45.

8. Селеменева О. А. Безличные предложения в трудах отечественных лингвистов XIX–XXI в. // Филоlogos. 2009. № 3–4 (6). – С. 132–140.

 

9. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс) : учебное пособие. Москва : ФЛИНТА, 2018 . − 320 с.

10. Структурно-грамматические свойства русских фразеологизмов: коллективная монография / Л. П. Гашева [и др.]. Челябинск : ЧГПУ, 2002. – 263 с.

11. Юрченко В. С. Простое предложение в современном русском языке. Двусоставное именное, односоставное глагольное, односоставное именное. Москва : URSS, 2009. – 280 с.

12. Лагузова Е. Н. Изучение активных процессов в синтаксисе в школьном курсе русского языка // Филологический класс. 2021. Том 26, № 1. – С. 281–292. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-24.