Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Стремительное развитие цифровых технологий и информационного общества обусловили необходимость в осуществлении кардинальных изменений и инноваций в информационной сфере, обострив существующую в информационно открытом обществе проблему подготовки специалиста, готового к обучению и развитию на протяжении всей жизни. Повсеместная цифровизация всех сфер экономики современного общества оказывает существенное влияние на требования к будущему специалисту, который должен обладать высоким уровнем цифровой культуры, сформированной системой профессиональных знаний, умений и навыков с непрерывным закреплением и превращением их в компетенции, готовности к постоянному пополнению и обновлению знаний, принятию нестандартных креативных решений.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили различные научные источники, посвященные проблеме формирования межкультурной компетентности. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.
Результаты. В статье предложена периодизация развития проблемы формирования цифровой межкультурной компетентности, выявление характерных тенденций развития проблемы, выявление социокультурных, исторических,
научно-теоретических предпосылок ее становления и развития. При этом этимологическая сложность и разноплановость проблемы исследования обусловила выделение исторических тенденций по нескольким направлениям: становление информационного общества; становление компетентностного характера системы высшего образования; становление проблемы формирования межкультурной компетентности.
Обсуждение. Система формирования ключевых компетенций работников стала одним из приоритетных условий создания и эффективного функционирования инновационной экономики российского государства. Активное и повсеместное внедрение современных наукоемких технологий обусловливает повышение требований государства и общества к квалификации выпускников вузов, уровню их межкультурной компетентности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Эти факторы объясняют пристальное внимание учёных и специалистов разных отраслей знания и областей педагогики, психологии, государственного управления, социологии, информатики и др., к проблемам межкультурной подготовки будущих специалистов в условиях глобализации.
Заключение. Анализ первого этапа позволил констатировать отсутствие непосредственной направленности педагогической науки на формирование цифровой межкультурной компетентности. Изучаемый феномен не являлся на тот момент объектом осмысленного и целенаправленного исследования со стороны ученых, можно выделить лишь первые предпосылки для возникновения более пристального внимания к заявленной нами проблеме.
межкультурная компетентность; цифровая межкультурная компетентность; межкультурное взаимодействие; информация; информатизация; информационное общество
– осуществлена периодизация развития заявленной проблемы (1920-е – 1970-е г. г.; 1970-е – начало 2000-х г. г.; начало 2000-х годов – настоящее время), подробно рассмотрен первый этап;
– выявлены тенденции в деятельности научных школ и отдельных ученых на первом этапе развития проблемы, испытываемые ими характерные затруднения и их причины, систематизированы успехи и достижения в заявленном направлении;
– выявлены социокультурные, исторические, научно-теоретические предпосылки станов¬ления и развития проблемы в период с 1920-х – 1970-х г. г.
Савельева, Н. Х. ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ [Текст] / Н. Х. Савельева, Е. А. Гнатышина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1 (167). — С. 178-196. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.012.
1. Lane R. E. (1966), “The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society”, American Sociological Review, vol. 31, pp. 649–662.
2. Белов Г. В., Нечипоренко В. П., Косарев А. С. Реорганизация предпри-ятий научно-технической сферы и правовые проблемы сохранения информацион-
ных ресурсов научно-технической информации // Проблемы информатизации. 1999. № 3. С. 20–29.
3. Ruditsa N. B. Formation of value orientations of youth // Вестник Инновационного Евразийского университета. 2017. № 3 (67). С. 65–67.
4. Vershinina T.S. (2020) “Social practices of advertising discourse: influence of stylistic expressive means on forming value orientations”, Russian linguistic Bulletin, vol. 3 (23), pp. 94–101. DOI 10.18454/RULB.2020.23.3.29.
5. Nelyubov S. A., Bulankina N. E. Value Oriented Context of Innovative Educational Processes a Transforming Socio-Cultural Situation of a Cross-Border Region // Сибирский учитель. 2020. № 4 (131). С. 5–12.
6. Bulankina N.E. (2020), “Value Dominants of World languages Education In the Aspect of trans-boarder Region as a Sociacultural and Pedagogical Realia”, Siberian Pedagogical Journal, vol. 3, pp. 7–16. DOI 10.15293/1813-4718.2003.01.
7. Maslieva Ye.S. (2020), “Value orientations and cognitive needs formation in the professional training of foreign language teachers”, Dictum - Factum: from Research to Policy-making, vol. 2, pp. 106–110.