Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 1 (167) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.016
УДК: 37.015.31
ББК: 88.6
Л. Ш. Болтаева ORCID
Старший преподаватель кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Ворожейкина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация

Введение. В статье представлен анализ научных подходов исследования подростковой идентичности. Автором поставлена цель - проанализировать накопленный в психолого-педагогической науке и практической деятельности опыт применения эффективных технологий самоопределения подрастающего поколения. В ходе теоретического анализа литературы по поставленной проблеме и изучения практического опыта педагогов и педагогов-психологов определены наиболее универсальные и часто используемые технологии формирования идентичности подростков. В статье раскрыты возможности технологий, основанных на коммуникативном процессе (воспитательная беседа, диспут и дебаты), игровых технологий и социально-деятельностных технологий (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).  

Материалы и методы. Основными методами исследования является теоретический анализ литературы по поставленной проблеме и изучение практического опыта педагогов и педагогов-психологов школы, которые, в свою очередь, позволили определить наиболее универсальные и часто используемые технологии формирования идентичности подростков.

Результаты. В результате проведенного исследования получена практически значимая информация, которая может быть использована в процессе формирования идентичности подростков.

Обсуждение. Идентичность выступает многоуровневым и многоаспектным феноменом, который, по авторскому определению В.Л. Абушенко, являет собой «соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве («наблюдателем», рассказывающем о «себе» и «другим» о ней с целью подтверждения ее саморавности)» [1].

Заключение. Делается вывод о значимости и необходимости использования психолого- педагогической технологии в формировании идентичности подростка, так как большая их часть находится в виртуальном мире, вне реальности, что приводит к необратимым негативным процессам в формировании идентичнос-ти личности.

Ключевые слова

технология; подросток; идентичность; воспитательная беседа; диспут; дебаты; игровые технологии; социально-деятельностные технологии

Основные положения

– проведен теоретико-методологический анализ проблемы влияния педагогической поддержки на формирование идентичности личности;

– раскрыты возможности технологий, основанных на коммуникативном процессе (воспитательная беседа, диспут и дебаты), игровых технологий и социально-деятельностных технологий (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).

Цитировать публикацию

Болтаева, Л. Ш.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ [Текст] / Л. Ш. Болтаева, А. В. Ворожейкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  1 (167). — С. 233-248. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.016.

Библиографический список

1. Стецевич М. Ю. Проблема формирования этнической идентичности подростков // Психолого-педагогические исследования в современном образовании : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 апреля 2018 года / Научные редакторы: С. И. Кудинов, М. А. Рушина, Э. А. Каминская. Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. С. 442–447.

2. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. Московский государственный университет культуры и искусств. М., 2005. – 305 c.

 

3. Гаймирзаева А. А., Миназова В. М. Особенности полоролевой идентичности в дошкольном возрасте // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания : материалы ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции, Грозный, 08 апреля 2017 года. Грозный : Чеченский государственный университет, 2017. С. 125-128.

4. Ковынева М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию. Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 54 с.

5. Абушенко В. Л. Проблема идентичностей: специфика культур философского и культур социологического видения // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV.  С. 128–146.

6. Миназова В. М. Технологии формирования гражданской идентичности подростков / В. М. Миназова, З. З. Магомедова, М. Б. Аушева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 134–137.

7. Игнатова Е. В. Игровая деятельность как практическая составляющая в формировании гражданской идентичности в условиях реализации ФГОС // Интернаука : электрон. научн. журн. 2019. № 19 (101). URL: https://intemauka.org/joumal/science/internauka/101 (дата обращения: 12.02.2022).

8. Гальченко А. С. Актуальные направления исследования гражданской идентичности как психологического феномена // Крымский гуманитарный вестник : cборник научных статей / ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования». Симферополь : Индивидуальный предприниматель Минакир Игорь Леонидович, 2018. – С. 83-88.