Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Представленное исследование посвящено изучению особенностей интерпретации юношами социальной рекламы в соотношении с такими особенностями коммуникативной компетентности, как направленность личности в общении и словарная осведомленность. Социальная реклама (СР) рассматривается как средство социальной коммуникации, позволяющей авторам выражать ценностно-смысловое отношение к этическим нормам организации жизни. Получает свое обоснование положение о том, что готовность к продуктивной социальной коммуникации на макроуровне юношества в позиции пользователей и авторов социальной рекламы предопределена особенностями коммуникативной компетентности юношества, которые формируются в общении на микроуровне обыденной социальной ситуации.
Материалы и методы. Для характеристики особенностей понимания социальной рекламы респондентами применялся метод дискурс- анализа высказываний респондентов при оценке содержания и смысла по заданным основаниям. Применялась трехуровневая шкала оценки высказываний на основе формальных и содержательных параметров письменных текстов респондентов при экспертной оценке ими плакатов и видеороликов. Проверялась гипотеза о наличии связи между особенностями понимания социальной рекламы с вариантами продуктивных и непродуктивных видов направленности личности в общении на основе опросника С. Л. Братченко «Направленность личности в общении» и словарной
осведомленности (субтест теста Векслера).
Результаты. Результаты исследования на основе применения дискурс-анализа высказываний респондентов о смысле и содержании социальной рекламы позволили выявить ее разные уровни в юношеской экспериментальной группе и контрольной группе юношей и девушек, преодолевающих наркозависмость в реабилитационном центре. Эти результаты сопоставлялись с данными, полученными в эталонной группе нормы, более старших участников анализа социальной рекламы. Уровень, выявленный в эталонной группе, позволяет определить зону ближайшего развития для респондентов экспериментальной и контрольной групп. Сопоставление данных, полученных на основе применения трех методик, позволили выявить статистически значимую корреляционную связь между уровнями понимания социальной рекламы, продуктивными и непродуктивными видами направленности личности в общении и словарной осведомленностью. Наиболее выражено такое соответствие в эталонной и экспериментальной группах нормы. В контрольной группе респондентов с обедненным потенциалом словесной осведомленности и непродуктивными видами направленности в общении такое соответствие проявляется в меньшей мере. Несмотря на низкие показатели параметров коммуникативной компетентности, сформированные в обыденной социальной ситуации развития респондентов, преодолевающих наркозависимость, понимание ценностно-смысловых аспектов визуальной информации, представленной в социальной рекламе, оказывается им доступной и позволяет прогнозировать готовность к социально-коммуникативному общению на макро-уровне социального самовыражения значимых для них этических коллизий.
Обсуждение. Результаты исследования позволяют обосновать положение об опосредованности понимания смысла и содержания социальной рекламы особенностями коммуникативной компетентности юношества, которые формируются в стихийной практике общения. Социальная реклама, предоставляющая возможность соучастия юношества в социальном полилоге, выражать свое отношение к этическим проблемам организации жизни в городе выступает основанием для включения юношей в новую по содержанию макроситуацию социальной коммуникации и преодоление способов ценностно-обедненного общения, сформированного в микроситуациях общения.
Заключение. Таким образом, данный ресурс, выступает средством формирования социально-коммуникативной компетентности, готовности и способности юношества соучаствовать в создании коммуникативной среды города в позиции созидательных авторов, выражающих ценностно-смысловое отношение к этическим нормам организации жизни.
коммуникативная компетентность; юноши; когнитивный компонент коммуникативной компетентности; направленность личности в общени; социальная реклама; дискурс-анализ; реабилитация; аддикция; словарная осведомленность
– установлено, что на понимание социальной рекламы оказывает влияние коммуникативный потенциал, формирующийся на микро-уровне общения в практике жизни групп юношей и девушек, воспитывающихся в разных условиях социализации;
– на основе применения авторского варианта дискурс-анализа, письменных высказываний респондентов, оказывается возможным шкалировать особенности формальных и содержательных текстов с оценкой содержания и смысла социальной рекламы в трех разных группах респондентов: двух групп нормы и группы респондентов, преодолевающих аддикцию наркозависимости;
– на основе применения качественного метода дискурс-анализа возможно детализировать особенности интерпретации социальной рекламы респондентами с разным уровнем словарной осведомленности и направленности личности в общении;
– установлена связь между эмпирическими индикаторами таких параметров социально-коммуникативной компетентности, как особенности понимания социальной рекламы и продуктивные виды направленности личности в общении, а также уровни словарной осведомленности. Эта связь менее выражена в группе респондентов, преодолевающих химическую зависимость, которая характеризуется обедненностью словарной осведомленности и непродуктивными видами направленности личности в общении;
– эмпирические индикаторы, характеризующие исходный уровень коммуникативной компетентности юношей, позволяют наметить ресурсы поддержки в развитии социально-коммуникативной компетентности, подготовки к позиции созидательных авторов, выражающих ценностно-смысловое отношение к этическим нормам организации жизни.
Шибаева, Л. В. ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ЮНОШЕСТВЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ [Текст] / Л. В. Шибаева, В. Г. Романовская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1 (167). — С. 260-292. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.018.
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии : учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : УРАО, 2000. – 128 с
2. Van Dijk T. A. (1980), “Discourse Studies and Education”, Australian Review of Applied Linguistics, no. 3 (1), pp. 1–28. DOI 10.1075/aral.3.1.01van
3. Шибаева Л. В., Хохлова Н. А. Авторская позиция создателей социальной видеорекламы как проявление жизнестойкости молодежного сообщества города // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. № 1А (9). С. 192–202. DOI 10.34670/AR.2020.45.1.023
4. Дыкин Р. В. Социальная реклама в системе массовой коммуникации : учеб. пособие. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2009. – 154 с.
5. Маркин И. М. Институт социальной рекламы в оценках россиян // Человек и труд. 2009. № 6. С. 20–21.
6. Матьяш. О. И. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПБ. : Речь, 2011. – 560 с.
7. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. № 2 (5). С. 5–10. DOI 10.17759/jmfp.2016050201
8. Романовская В. Г. Развитие коммуникативной компетентности подростков в условиях совместной деятельности по созданию социально-значимых видеоматериалов в интернет пространстве // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : материалы Международной научно-практической конференции, 19–20 ноября 2020 года. Ханты-Мансийск, 2020. № 2. С.695–700.
9. Дедкова И.В. Социальная реклама. Тенденция развития социальной рекламы // Известия Самарского государственного экономического университета. 2021. №1 (23). С. 42–45.
10. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Проблемы прикладной лингвистики. 2001. № 2. С. 209–227.
11. Ученова В. В., Старых Н. В. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра : учеб. пособие. М. : ИндексМедиа, 2009. – 304 с.
12. Савельева О. О. Реклама в России: социальный конфликтоген или социально значимая информация // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3 (75). С. 83–92.
13. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект пресс, 2008. – 136 с.
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. СПб. : Михайлова В. А., 2002. – 461 с.
15. Томбу Д. В. Социология рекламной деятельности : учебник. М. : Форум ИНФРА-М, 2011. – 240 с.
16. Вельская Г. Г. Как работает социальная реклама: анализ рекламны открытого фестиваля социальной рекламы «МИР» // Алкоголь в России : материалы третьей международной научно-практической конференции, 27–28 октября 2017 года. Иваново, 2017. № 1. С. 198–204.
17. Колокольцева О. В. Социальная реклама в процессе формирования ценностных установок трансформирующегося общества. Саратов : СГТУ, 2003. – 123 с.
18. Кибрик А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: дис. в виде научного доклада … д-ра филол. наук. М. : РАН, 2003. – 90 с.
19. Романовская В. Г. Готовность быть участником проектного взаимодействия подростков и юношества группы нормы и группы с химическими аддикциями // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 216–224. DOI 10.33910/1992-6464-2021-200-216-224
20. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М. : Смысл, 2005. – 248 с.
21. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. Изд. 2-е, переработанное. М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
22. Жуков Ю. М. Конференциальная модель совершенствования тренинговой практики // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики : сб. науч. раб. М. : Изд-во «Московский университет». 2017. С. 439–446.
23. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум. Изд. 2-е, пер. и доп. М. : Юрайт, 2020. – 272 с.
24. Зимняя И. А.Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // Российское психологическое общество : материалы участников V
съезда Общероссийской общественной организации, 14 февраля 2012 года. Москва, 2012. № 1. С. 1–17.
25. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М. : Гнозис, 2011. – 224 с.
26. Филипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс анализ: теория и метод / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Харьков : Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.
27. Eagle N. & Pentland A.S. (2009), “Eigenbehaviors: Identifying Structure in Routine”, Behavioral, Ecology and Sociobiology, no. 7, 1057–1066. DOI 10.1007/s00265-009-0739-0
28. Dementyev V.V. (2016), “Speech genres and discourse: genres study in discourse analysis paradigm”, Russian jornal of linguistics, no. 4 (20), pp. 103–121. DOI 10.22363/2312-9182-2016-20-4-103-121 (WOS).
29. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М. : Гнозис, 2003. – 280 с.
30. Fairclough N. (2003), Analysing Discourse, Routledge, New York, 270 p.
31. Бушуев А. Б. Дискурс анализ: теория рамочного анализа // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021. № 5. С 13–21. DOI 10.20339/PhS.5-21.013 (WOS).
32. Векслер Д. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта: взрослый вариант : методическое руководство. Спб. : ИМАТОН, 2001. – 112 с.
33. Общая психодиагностика / под ред.: А. А. Бодалева, В. В. Столина. Спб. : Речь, 2010. – 440 с.
34. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : методические рекомендации для студентов. Н. Новгород : ННГАСУ, 2015. – 42 с.