Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье раскрыта актуальность применения элективного курса «Подготовка менеджеров к межкультурному взаимодействию с использованием CLIL» и представлен обзор современного состояния проблем межкультурного взаимодействия, предметно-языкового интегрированного обучения и элективных курсов. Цель работы — обосновать необходимость использования элективного курса в процессе подготовки менедже-ров к межкультурному взаимодействию, а также его эффективность.
Материалы и методы. Мы используем такие методы исследования, как анализ научной литературы, посвященной проблеме использования элективных курсов; а также диагностические методики (анкетирование, тестирование и методы статистической обработки данных). Проведена апробация элективного курса в процессе подготовки будущих менеджеров-студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». Были применены модифицированные: методика Л. В. Байбородовой «Изучение мотивов участия подростков в деятельности», опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной «Диагностика сформированности учебной мотивации, тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсон.
Результаты. Создан и апробирован элективный курс «Подготовка менеджеров к межкультурному взаимодействию с использованием CLIL». Доказана его эффективность. Мы делили студентов по уровню освоения материала на группы с низким, продуктивным и творческим уровнями. В результате в группе первого курса среди 30 испытуемых мы получили улучшение результатов.
Обсуждение. Подчеркивается важная роль элективного курса в процессе подготовки будущих менеджеров к межкультурному взаимодействию как возможность создания условий, приближенных к условиям международных деловых переговоров; способ понять культуру и менталитет других народов; условие развития терпимости по отношению к иному.
Заключение. Использование разработанного нами элективного курса способствует развитию конкурентоспособных специалистов в условиях глобализации общества. В эпоху обострения межкультурных конфликтов необходимо целенаправленно обучать межкультурному взаимодействию в системе высшего образования. Особенно это актуально для будущих менеджеров, так как они вынуждены контактировать с представителями иных стран, культур и языков.
менеджеры; межкультурное взаимодействие; предметно-языковое интегрированное обучение; элективный курс
– обоснована необходимость для менеджеров в условиях глобализации осваивать навыки межкультурного взаимодействия в предметно-языковом интегрированном обучении;
– создан и апробирован в процессе опытно-экспериментальной работы элективный курс «Подготовка менеджеров к межкультурному взаимодействию с использованием CLIL»;
– проведен эксперимент и получены доказательства эффективности применения элективного курса как фактора межкультурного взаимодействия будущих менеджеров.
Быстрай, Е. Б. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ [Текст] / Е. Б. Быстрай, И. Е. Кутенева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 1 (173). — С. 66-96. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.004.
1. Хохлова Н. В. Место и роль элективных курсов в системе высшего образования // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 31–37.
2. Рытченко И. Н. Роль элективных курсов в системе подготовки учащихся к ЕГЭ // Молодой ученый. 2019. № 15 (253). С. 292–294.
3. Коновалова Е. И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. № 15. С. 130–133.
4. Сысоева И. П. Элективные курсы и их значение в профильном обучении // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20. С. 36–40.
5. Жокина Н. А., Фёдорова Н. Б. Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2007. № 1 (14). С. 26–33.
6. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. Санкт-Петербург : Реноме, 2012. Т. 1. С. 173–179.
7. Трубина Г. Ф. Роль элективных курсов иностранного языка в формировании социально ориентированной личности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 130–132.
8. Ионова Ю. В. Элективные курсы как способ реализации компетентностного подхода в образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 51–64.
9. Артемов О. Ю., Овчинникова Н. В. Исследование современных методов подготовки руководителей и менеджеров // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2012. № 10 (90). С. 26–38.
10. Дудович Д. Л. Межкультурное взаимодействие как педагогическая проблема // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2 (16). С. 35–44.
11. Аббасова Л. И. Подготовка будущих педагогов к межкультурному взаимодействию в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 4–7.
12. Невраева Н. Ю., Кабанов А. М., Савельева Н. Х., Божко Е. М. Программа подготовки студентов к межкультурному взаимодействию в условиях предметно-языковой интегрированной среды // Современный ученый. 2019. № 6. С. 40-45.
13. Мельников А. С. Диалог культур: все ли равно, на каком языке? // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 3. С. 100–109.
14. Лебедева М. М. Проблемы межкультурного взаимодействия на современном этапе // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 5 (26). С. 279–282.
15. Курбан Е. Н., Кривошлыкова М. В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов // Социум и власть. 2013. № 1 (39). С. 97–101.
16. Рогожинская Ю. А. Применение технологии CLIL в общеобразовательной школе при разработке элективного курса для профильного класса // StudNet : электронный научно-образовательный журнал. 2021. Т. 4, № 5, 166. ISSN 2658-4964. URL: https://stud.net.ru/wp-content/uploads/2021/05/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-5_2021-1.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
17. Казеева С. М. Структура урока на основе CLIL технологии // Вестник науки и образования. 2019. № 8-1 (62). С. 78–80.
18. Люлюшин А.А., Степашкина О. И. Элективные языковые CLIL-курсы как средство профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени основного общего образования // Вестник Тамбовского университета. 2021. Т. 26, № 195. С. 153–163. (Гуманитарные науки).
19. Попова Н. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 23, № 173. С. 29–42. (Гуманитарные науки).
20. Леушина И. В., Леушина Л. И., Салтыкова А. А. CLIL-технология иноязычной подготовки как инструмент формирования технологической культуры студентов неязыкового вуза // Язык и культура. 2020. № 51. С. 177–194.
21. Юрасова Е. С., Горбачева Е. А. CLIL технология на уроках английского языка // XIX Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции, 21–22 апреля 2015 г. / под общей редакцией: В. Н. Скворцова Л. М. Кобрина (отв. ред.). Санкт-Петербург, 2015. С. 359–362.
22. Ториков В. Е., Резунова М. В. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 4 (56). С. 73–78.
23. Белова Л. А., Заседателева М. Г., Быстрай Е. Б., Штыкова Т. В. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 4. С. 9–16.
24. Мелёхина Е. А. Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL в вузе: цели, содержание, методология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199. С. 81–90.
25. Балганова Е. В., Богдан Н. Н., Музыченко Е. А. Подготовка менеджеров сферы управления персоналом: компетентностный подход // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2013. № 2. DOI 10.12731/2218-7405-2013-2-6.