Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 1 (173) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.009
УДК: 42/48 (07) : 378.937
ББК: 81.2-9 :74.480.26
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. Одной из главных задач профессиональной подготовки учителя является формирование целостной картины мира, которая является результатом синтеза социально и личностно значимых для человека составляющих: наивной картины мира, научной картины мира, профессиональной картины мира и т. д. Целостная картина мира учителя иностранного языка обеспечивает его функционирование в педагогическом процессе в различных ипостасях: учителя-предметника, воспитателя, коммуникатора, медиатора культур и др. Цель статьи — описать педагогические механизмы формирования целостной картины мира будущего учителя иностранного языка в процессе его профессиональной подготовки.

Материалы и методы. В исследовании использован метод анализа философской и психолого-педагогической литературы по проблемам профессиональной подготовки будущего учителя, когнитивного развития личности, целеполагания в иноязычном образовании и т. д. Кроме того, статья содержит обобщение собственного педагогического опыта работы авторов в качестве преподавателей педагогического вуза.

Результаты. Формирование целостной картины мира будущего учителя иностранного языка прослеживается на трех уровнях. На когнитивном уровне устанавливаются связи между отдельными картинами мира, в результате чего они инкорпорируются в единое целое. Отдельные картины мира и их фрагменты «обслуживаются» отдельными видами дискурса, реализация которых во взаимосвязи приводит к организации широкой дискурсивной практики, отражающей целостную картину мира на языковом уровне. На методико-технологическом уровне формирование целостной картины мира будущего учителя иностранного языка обеспечивается применением междисциплинарной интеграции в иноязычном образовательном процессе, в рамках которого используется совокупный потенциал различных теоретических и практических дисциплин и элективных курсов: практического курса иностранного языка, литературы, лингводидактики, практикума по профессиональной коммуникации, дискурсологии, медиалингвистики и т. д.

Обсуждение. Одна из основных проблем формирования целостной картины мира будущего учителя иностранного языка состоит в том, что в ходе профессиональной подготовки этот учитель-предметник, с одной стороны, должен расширить картину мира с позиции носителя менталитета своего национально-культурного окружения, а, с другой стороны, должен овладеть картиной мира народа изучаемого языка. Вторая задача проистекает из целей иноязычного образования, а именно: усвоения одновременно иностранного языка и культуры иноязычного социума, что дает возможность учителю иностранного языка функционировать в качестве медиатора культур.

Заключение. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что формирование целостной картины мира будущего учителя иностранного языка является показателем его качественной профессиональной подготовки, определяющей широту его мировоззрения, уровень критического мышления, способности к анализу и обобщению информации, степень его ориентации в различных видах дискурса. Целостная картина мира складывается у будущего учителя иностранного языка в ходе иноязычного образовательного процесса на основе междисциплинарной интеграции в процессе взаимодействия картины мира народа изучаемого языка с картиной мира собственной национально-культурной общности.

Ключевые слова

профессиональная подготовка; будущий учитель иностранного языка; целостная картина мира; дискурс; дискурсивная практика; междисциплинарная интеграция; педагогика высшей школы; языковая педагогика; педагогическое образование

Основные положения

– формирование целостной картины мира, представляющей собой единство отдельных картин мира, — необходимая составляющая  профессиональной подготовки учителя иностранного языка;

– формирование целостной картины мира будущего учителя иностранного языка возможно при условии организации широкой дискурсивной практики, отдельные дискурсы которой отражают содержание соответствующих картин мира;

– формирование целостной картины мира происходит на основе междисциплинарной интеграции в процессе иноязычного образования.

Цитировать публикацию

Федотова, М. Г.  ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / М. Г. Федотова, О. Ю. Афанасьева, Е. Ю. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  1 (173). — С. 199-213. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.009.

Библиографический список

1. Степин В. С. Проблемы прогнозирования сложных развивающихся социальных систем // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018. № 3. С. 4–10.

2. Кузнецова Т. Ф. Картина мира и принцип историзма // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции, Москва, 11–12 марта 2020 года. Москва : Московский гуманитарный университет, 2020. С. 130–138.

3. Мусат Р. П. Концепция целостной системы картины мира // Дискуссия. 2013. № 8 (38). С. 29–35.

4. Шустова С. В. Дискурсивные практики в немецком миграционном медиадискурсе // Миграционная лингвистика. 2020. № 2. С. 13–34.

5. Афанасьева О. Ю., Смирнова М. В., Федотова М. Г. Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 15, № 4. С. 44-50. (Лингвистика).

6. Ветчинова М.Н. Основные теории и концепции соизучения языка и культуры // Язык и культура. 2018. № 43. С. 33–45.

7. Малых Л.М. К вопросу о содержании понятия «мультилингвальное обучение» в российской системе образования // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. № 1. С. 108–119.