Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье проанализировано содержание учебной дисциплины «Компьютерное моделирование» с точки зрения компетентностного подхода. В соответствии с матрицей компетенций для направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (44.03.05) проанализированы категории и индикаторы достижения учебных компетенций.
Материалы и методы. В процессе анализа содержания учебной дисциплины «Компьютерное моделирование» были выявлены линии истории моделирования, понятия модель, функции моделей, актуальность моделирования (соотнесено с УК-1, ОПК-8); отношение моделирования и науки, роль моделирования в технике, особенности математического и компьютерного моделирования, множественность моделей, навыки построения моделей (соотнесено с ПК-1).
Результаты. В качестве результата компетентностного подхода к отбору содержания учебной дисциплины компьютерное моделирование были предложены специальные учебные задания, которые направлены на закрепление полученных знаний и формирование соответствующих компетенций. В качестве критериев отбора таких заданий было выбрано соответствие индикаторам учебных достижений, наличие межпредметных связей, возможность создать компьютерную модель без применения программирования, используя программное обеспечение для быстрой разработки.
Обсуждение. Подлежит обсуждению тот факт, что компетентностный подход к проектированию учебной дисциплины «Компьютерное моделирование» будет способствовать созданию синергетического эффекта, который проявится в будущей профессиональной деятельности. Такое содержание образования будет способствовать формированию требуемых компетенций и расширению научного кругозора студентов будущих учителей. Раскрытие роли и значения моделирования, в том числе компьютерного моделирования, повысит мотивацию студентов в университете.
Заключение. Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Компьютерное моделирование» позволяет создать взаимосвязанный контент из теоретической информации и практических учебных заданий, позволяющий сформировать у обучающихся способность решать поставленные задачи, приобрести опыт деятельности в моделировании, что определяется применением полученных знаний.
компьютерное моделирование; компетентностный подход; моделирование процессов и систем; подготовка учителей информатики
– проанализированы универсальные, общекультурные, профессиональные компетенции по направлению 44.03.05 — Педагогическое образование, профили Математика. Информатика и Информатика. Иностранный язык (английский) с целью детализированного отбора содержания образования по дисциплине «Компьютерное моделирование»;
– представлены ключевые положения компьютерного моделирования, необходимые для формирования соответствующей компетенции;
– предложены специальные учебные задания, выполняя которые студенты приобретают необходимые компетенции, углубляются в особенности исследовательской деятельности в процессе моделирования.
Королев, А. Л. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» [Текст] / А. Л. Королев, Н. Б. Паршукова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 1 (173). — С. 97-130. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.005.
1. Королев А. Л., Паршукова Н. Б. Методологические основания к отбору содержания дисциплины «Компьютерное моделирование» для будущих учителей информатики // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 5 (165). С. 84–98.
2. Борисенкова Ф., Кожахметова А. Н. Особенности обучения трехмерному компьютерному моделированию и визуализации будущих учителей информатики // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, 20 января 2023 года, г. Москва. Махачкала : ООО «Издательство АЛЕФ», 2023. C. 69–76.
3. Перминов Е. А., Тестов В. А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 9–30. (WoS, Scopus)
4. Информатизация общего среднего образования : монография / Д. Ш. Матрос [и др.]. Москва : Педагогическое общество России. 2004. – 384 с.
5. Федулова К.А. Компьютерное моделирование как метатехнология осуществления информационно-цифровой подготовки студентов профессионально- педагогического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13, № 4. С. 42–48. DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-42-48.
6. Фаустова Ю. В. К вопросу применения численно-математических моделей в современной науке // Известия ТГУ. Технические науки. 2022. № 7. С. 203–205.
7. Гусева Е. Н. Подготовка будущих учителей информатики в области компьютерного моделирования // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : материалы Двадцатой открытой Всероссийской конференции. Москва, 2022. С. 192–195.