Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 1 (173) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.006
УДК: 371.3
ББК: 74.3
Г. В. Лашина ORCID
Аспирант кафедры профессионального и социального образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; директор, преподаватель, Центр повышения квалификации, г. Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР СРЕДСТВАМИ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в рамках симуляционного обучения в условиях реформирования системы здравоохранения, представлены этапы мониторинга, матрица развития коммуникативных компетенций по модулям учебной программы. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую систему эффективного мониторинга результатов повышения квалификации медицинских сестёр с учетом симуляционных и коммуникационных технологий на этапе последипломного образования.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются: анализ нормативно-правовых актов, научно-педагогической литературы, посвященной навыкам общения в медицине, симуляционным технологиям в медицинском образовании и создания системы оценки формирования и развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в рамках непрерывного профессионального образования, а также методики, включающие наблюдение, эксперимент, сравнение, методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработанная система мониторинга доказала свою эффективность. Получена объективная информация об уровне развития общих и профессиональных коммуникативных компетенциях медицинских сестёр в процессе обучения на циклах повышения квалификации. Автором представлены достоверные результаты повышения уровня коммуникативной компетентности средствами симуляционных технологий.

Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение симуляционных технологий  в обучение медицинских сестёр по программам повышения квалификации требует создания определённой базы оценочных средств. Результативностью мониторинга является соответствие коммуникативного развития слушателей средствами симуляционных технологий к требованиям профессионально-компетентного специалиста со средним медицинским образованием.

Заключение. Делается вывод о том, что мониторинг доказывает рациональность использования симуляционных технологий в дополнительном профессиональном образовании, способствует повышению уровня коммуникативной компетентности медицинских сестёр и, следовательно, самоконгруэнтной, конкурентоспособной личности медицинского сообщества. Организация работы на основании предложенной матрицы для разработки дополнительной профессиональной программы способствовала эффективной динамике результатов повышения уровня коммуникативных компетенций слушателей.

Ключевые слова

коммуникативная компетентность; симуляционные технологии; медицинские сёстры; навыки общения; оценочные средства; мониторинг; последипломное образование

Основные положения

– определена объективная система мониторинга результатов развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр;

– разработана матрица модулей дополнительной профессиональной программы с выделением общих и профессиональных компетенций, способствующая созданию условий для развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр с использованием возможностей симуляционных технологий;

– доказана результативность повышения уровня коммуникативной компетентности медицинских сестёр с использованием симуляционных технологий в учреждении дополнительного профессионального образования.

Цитировать публикацию

Лашина, Г. В.  МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР СРЕДСТВАМИ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ [Текст] / Г. В. Лашина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  1 (173). — С. 131-153. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.006.

Библиографический список

1. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. А. И. Дормана. М. : ГАРАНТ, 2018. – 304 с.

2. Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. М. Д. Горшкова. М. : РОСОМЕД, 2021. – 500 с.

3. Рябова Т. В. Проблемы цифровой этики высшего образования (на примере Казанского ГМУ) // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4(147). С. 72–78.

4. S. Barry Issenberg, William C. Mcgaghie, Emil R. Petrusa, David Lee Gordon & Ross J. Scalese (2005), “Features and uses of high-fidelity medical simulations that lead to effective learning: a BEME systematic review”, Medical Teacher, Vol. 27, Is. 1, pp. 10–28. (Scopus).

5. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R. & Scalese R.J. (2010), “A critical review of simulation-based medical education research: 2003–2009”, Medical Education, Vol. 44, pp. 50–63. DOI 10.1111/j.1365-2923.2009.03547.x (Scopus).

6. Маленов А. А., Маленова А. Ю. Модель оценки коммуникативных компетенций в процессе получения психологического образования // Вестник Омского университета. 2020. № 1. С. 53–62. (Психология). DOI 10.24147/2410-6364.2020.1.53-62.

7. Руководство AMEE № 82. Симуляционные технологии в медицинском образовании. Практическое руководство, основанное на лучших доказательствах / И. Мотола [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 4 (18). С. 14–58.

8. Фарисенкова Л. В. Уровни коммуникативной компетенции в теории на практике. М., 2000. – 268 с.

9. Карасева Л. М. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе : сборник научных трудов. Стерлитамак : Башкирский государственный университет, 2014. С. 79–86.

10. Недбаева С. В., Недбаев Д. Н., Ткаченко В. В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 12. С. 353–357.

11. Сонькина А. А., Дьяченко Е. В. Чему учит курс «общение с пациентами»? Диалог экспертов о задачах и содержании обучения врачей навыкам общения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 118–131.