Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Необходимость обращения к проблеме обучения стилистике иностранного языка в рамках профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка вызвана тем, что в последнее время стилистическая составляющая иноязычной коммуникативной компетенции не входит в сферу приоритетов современной лингводидактики и методики обучения иностранным языкам в вузе. Понимаемая как традиционная и даже несколько арха-ичная дисциплина, стилистика, входя в учебный план подготовки учителя иностранного языка, получает зачастую теоретический статус, формируя ядро лингвистических знаний, но не имея выхода в плоскость развития коммуникативных умений и навыков. Настоящая статья посвящена разработке путей оптимизации обучения стилистике иностранного языка с учетом целей иноязычного образования в педагогическом вузе.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия, анализ и обобщение собственного педагогического опыта автора в качестве преподавателя высшей педагогической школы. Широко используется также изучение научной литературы по проблемам профессиональной подготовки учителя, иноязычного образования, лингводидактики и методики обучения иностранным языкам в вузе.
Результаты. Разработаны пути оптимизации обучения стилистике иностранного языка в ходе профессиональной подготовки будущего учителя. Во-первых, опора на родной язык при овладении знаниями и формировании рецептивных навыков. Во-вторых, внутридисциплинарная интеграция языковых, а именно: фонетических, лексических и грамматических навыков в ходе овладения различными аспектами языка. В-третьих, опора на интердисциплинарную интеграцию содержания предметов из различных блоков основной профессиональной образовательной программы. В-четвертых, сочетание аналитического и коммуникативного типов учебно-познавательной деятельности студентов в ходе образовательного процесса.
Обсуждение. Предложенные пути повышения эффективности образовательного процесса способствуют развитию вторичной языковой личности будущего учителя иностранного языка как цели иноязычного образования: углублению его культурной и языковой картин мира, осознанию связи между культурными представлениями и коммуникативным поведением человека. Они также ведут к решению еще одной цели иноязычного образования — развитию иноязычной коммуникативной компетенции, которая обогащается и «шлифуется» благодаря овладению ee стилистической составляющей.
Заключение. В результате оптимизации обучения стилистике с позиций структуры стилистической компетенции будущий учитель иностранного языка должен овладеть необходимыми стилистическими умениями и навыками профессиональной и межкультурной коммуникации. Кроме того, будет обеспечена его методическая готовность к формированию у обучающихся базовых стилистических умений и навыков.
стилистика иностранного языка; обучение стилистике иностранного языка; стилистическая компетенция; будущий учитель иностранного языка; профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка; профессиональное образование
– оптимизация обучения стилистике иностранного языка является фактором совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей;
– оптимизация обучения стилистике иностранного языка изучаемого языка способствует решению задач иноязычного образования: формированию вторичной языковой личности учителя и развитию его иноязычной коммуникативной компетенции;
– оптимизация обучения стилистике иностранного языка изучаемого языка осуществляется на основе опоры на родной язык, внутридисциплинарной интеграции, интердисциплинарной интеграции дисциплин различных блоков учебного плана, овладения в ходе образовательного процесса аналитическими и коммуникативными стилистическими умениями и навыками.
Афанасьева, О. Ю. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКЕ КАК КОМПОНЕНТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / О. Ю. Афанасьева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 1 (173). — С. 7-22. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.001.
1. Игнатенко Н. А. Новые возможности обучения стилистике английского языка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (87). С. 82–85.
2. Михайлова А. И. Стилистическая компетенция студентов-нефилологов (в контексте электронной коммуникации) // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты : материалы VII Международной научно-методической конференции, Омск, 21 мая 2021 года. Омск : Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. С. 44–49.
3. Южанникова М. А. Сложности развития жанрово-стилистической субкомпетенции у студентов первого курса нефилологических специальностей // Филология и человек. 2022. № 4. С. 190–197 DOI 10.14258/filichel(2022)4-15.
4. Слободская Ю. В. Содержание предметной компетенции по учебной дисциплине «Стилистика английского языка» // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 2. С. 170–174.
5. Колесников А. А. Обучение иностранным языкам в свете новых компетентностных реалий // Иностранные языки в школе. 2019. № 5. С. 2–11.
6. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Целеполагательные ориентиры подготовки будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 150–162. DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.010.
7. Черникова Е. Л., Тарасюк Н. А. Обучение стилистическому аспекту учащихся старших классов лингвистического профиля // Наука и школа. 2022. № 3. С. 209–217. DOI 10.31862/1819-463X-2022-3-209-217.
8. Афанасьева О. Ю., Смирнова М. Г., Федотова М. Г. Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 15, № 4. С. 44–50. (Лингвистика). DOI 10.14529/ling180407.