Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В настоящее время практическая подготовка студентов находится в центре внимания высшей педагогической школы. В обучении магистров педагогического образования практическая подготовка обеспечивает становление конкурентоспособного учителя путем углубления его знаний и развития умений и навыков в квазипрофессиональной деятельности в процессе прохождения практик. Таким образом, цель статьи состоит в изучении потенциала системы производственных педагогических практик в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки магистрантов.
Материалы и методы. В статье используется контент-анализ теоретической литературы по основным вопросам исследования: организации учебных и производственных практик на всех ступенях подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе, путей повышения эффективности профессиональной подготовки учителя иностранного языка, системному характеру педагогического процесса. Авторы также проводят обобщение своего профессионального опыта как преподавателей, реализующих основную профессиональную образовательную программу магистратуры. Ведущим методом изучения организации педагогических практик в магистратуре является системный анализ, позволяющий сформировать целостное представление о совокупности педагогических практик как ведущем средстве амплификации профессиональной подготовки будущих магистров педагогического образования.
Результаты. Выявлен системный характер педагогических практик, организуемых в ходе профессиональной подготовки будущих магистров-учителей иностранного языка, который прослеживается на макро-, мезо- и микроуровнях их организации. Системность практической подготовки студентов подразумевает осуществление управления этим процессом и реализацию следующих управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Управляемая система педагогических практик выступает средством амплификации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, понимаемой как использование потенциала педагогических практик на каждом этапе их реализации с целью совершенствования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов, развития у них профессионально-критического мышления и способности к адаптации к специфике профессионально-педагогической среды.
Обсуждение. Реализация педагогических практик как системы позволяет с максимальной точностью моделировать все составляющие профессиональной деятельности учителя иностранного языка и тем самым осуществить амплификацию его профес-сиональной подготовки, которая проявляется как в развитии профессионально-познавательной активности студента, так и в его яркой потребности в саморазвитии, самореализации, освоении всех видов педагогической деятельности, в способности к всесторонней адаптации к профессиональной среде образовательного учреждения. Авторы предполагают, что такое качественное развитие профессионального самосознания возможно только при условии системной организации деятельности всех участников практической подготовки будущего учителя на партисипативной основе.
Заключение. Таким образом, система педагогических практик играет ведущую роль в профессиональном становлении будущих учителей иностранных языков. В ее рамках на каждом новом этапе практической подготовки происходит развитие педагогического мышления студента и рост уровня его профессионализма. Следовательно, мы можем с уверенностью говорить об осуществлении амплификации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, заключающейся в его разностороннем развитии как личности и профессионала.
педагогическая практика; система; система педагогических практик; магистратура; амплификация профессиональной подготовки; будущий учитель иностранного языка; профессиональная подготовка; педагогический вуз
– педагогическая практика в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров педагогического образования должна носить системный характер, проявляющийся на уровне всего блока педагогических практик, в пределах каждой отдельной практики и в рамках ее структурных компонентов (иными словами, на макро-, мезо- и микроуровнях);
– системный характер педагогических практик обеспечивает амплификацию профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка на уровне магистратуры;
– амплификация профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка представляет собой реализацию производственных педагогических практик как управляемой системы с целью совершенствования комплекса компетенций, заданных программами практик, освоения всех видов профессиональной деятельности, развития мотивации к самореализации и саморазвитию, а также способности к максимально эффективной адаптации в профессиональной среде.
Афанасьева, О. Ю. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ [Текст] / О. Ю. Афанасьева, И. А. Скоробренко, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 1 (173). — С. 23-43. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.002.
1. Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 1. С. 123–128.
2. Шарипова Э. Р. Практическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 505–509.
3. Козилова Л. В. Педагогическая практика как условие совершенствования профессионально-ориентирующей функции педагогического образования // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2019. № 3. DOI 10.17513/spno.28958.
4. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Теоретическое обоснование модели сопровождения личностного самоопределения студентов магистратуры в ходе педагогической практики // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 9. С. 11–36.
5. Старостина Н. Н., Лукьянова М. И. Амплификация профессиональной субъектности студентов-лингвистов в процессе обучения // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2020. № 2. DOI 10.17513/spno.29695.
6. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Педагогическая практика как компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 51–61.
7. Коростелева С. Г. Развитие педагогического мышления в профессиональной подготовке будущего учителя // Наука и школа. 2020. № 4. С. 73–82.
8. Егурнова А. А. Амплификация познавательной активности студентов-экономистов // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 3–8.