Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 1 (173) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.007
УДК: 4 (07) : 378.937
ББК: 81.411.2-9 : 74.480.26
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Свиридова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация

Введение. Соблюдение учителем требований профессиональной этики и речевой культуры является одним из важнейших критериев эффективности современного высшего образования. Сегодня обществу нужны учителя, способные успешно осуществлять коммуникацию в российском образовании. Полученные нами результаты актуального уровня речевой культуры у студентов педвузов свидетельствуют о тревожном положении дел и, несмотря на определённые сдвиги, улучшаются медленно.

Материалы и методы. Существенный вклад для научной статьи оказали теоретические и практические исследования в области: формирования имиджа личности (Л. Браун, Ф. А. Кузин, В. Г. Орешкин и др.); речевой деятельности (П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, A. A. Леонтьев и др.); общения (Т. М. Андреева, М. В. Колтунова и др.); преподавания русского языка и культуры речи (Л. А. Введенская, Т. Ю. Волошинова, З. А. Зайцева, М. В. Кол-тунова, Т. А. Ладыжинская и др.). В статье использованы следующие теоретические  методы исследования:  анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы, анализ нормативно-правовых документов в области высшего педагогического образования, понятийно-терминологический анализ, сравнение, синтез, систематизация, моделирование. К эмпирическим методам относятся педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, диагностические методы.

Результаты. Полученные результаты и сформулированные на их основе рекомендации способствуют более эффективной реализации следующих этапов образовательного процесса в вузе:

– разработки методики определения уровня сформированности речевого имиджа будущих специалистов;

– выявления педагогических резервов для развития речевого имиджа будущих педагогов;

– использования материалов статьи для практико-ориентированной деятельности;

– применения полученных данных при чтении дисциплин «Риторика», «Речевой этикет педагога», «Культура делового общения» и др.

Обсуждение. Анализ научно-методической литературы, практика многолетнего опыта работы авторов статьи в высшей педагогической школе в качестве преподавателей лингвистических дисциплин позволили выделить ряд противоречий:

– на социально-педагогическом уровне: между потребнос-тями современного образовательного пространства в специалистах, имеющих значительный уровень коммуникативного мастерства, и не полностью реализованными концептуальными возможностями педагогических вузов в их подготовке;

– на научно-теоретическом уровне: между необходимостью проектирования теоретико-методологических аспектов развития речевого имиджа будущего учителя как одной из задач образовательного процесса в высшей школе и их недостаточной модификацией;

– на научно-методическом уровне: между объективной пот-ребностью в технологическом обеспечении процесса развития речевого имиджа будущего учителя и неполной разработанностью его содержательно-методического обеспечения.

Заключение. Как показало проведенное исследование, разработанная нами методика обеспечивает эффективное развитие речевого имиджа будущего учителя. Понятие «речевой имидж» мы рассматриваем как образ человека, сформированный под воздействием социальной среды и ориентированный на овладение системой устойчивых выражений, применяемых для установления и поддержания контакта с субъектами образования, как совокупность речевых правил и средств.

Ключевые слова

речевой имидж; будущий учитель; педагогика высшей школы; лингвистическое образование; педвуз; коммуникативное образование; теоретико-методологическая основа; языковое образование

Основные положения

– теоретико-методологическим регулятивом развития речевого имиджа является синтез коммуникативного, семиотического и имиджевого подходов, построенный как результат теоретико-методического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории языкознания, психологии и педагогики;

– спроектирована методика развития речевого имиджа будущих учителей, базирующаяся на взаимосвязи её дидактических блоков: мотивационный, предметно-когнитивный (нормативный, коррекционный, пропедевтический и креативный компоненты), практико-функциональный;

– предложены педагогические условия развития речевого имиджа будущих учителей: оптимальное сочетание языковой культуры и имиджевой культуры; насыщение языкового материала имиджевыми задачами; использование эмпатической речевой коммуникации.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, А. В. Свиридова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  1 (173). — С. 154-181. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.007.

Библиографический список

1. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. 3-е изд. М. : Омега-Л, 2009. – 265 с.

2. Сулимов В. А. Проблема формирования речевого имиджа // Говор: альманах. 1995. № 9 (9). С. 101–105.

3. Орешкин В. Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста на примере профессий типа «человек-человек» : дис. … канд. ист. наук. СПб, 2006. – 253 с.

4. Орешкин В. Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. М.: Речь, 2008. – 176 с.

5. Булкина К. И., Эмануэль Т. С., Эмануэль Ю. В. Прикладные аспекты формирования и развития персонального бренда педагога в современных социокультурных условиях // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 107–119.

6. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политолога. М. : Ось-89, 2002. – 512 с.

7. Волкова В. В. Формирование современного имиджа гуманитарного вуза : монография. – М : МГЭИ, 2008. – 308 с.

8. Метляева, Т. В. Особенности формирования речевого имиджа личности // Территория новых возможностей, вестник ВГУЭиС. 2018. № 1. С. 156–164.

9. Зардиева С. Понятие коммуникативной компетенции и его становление в научной среде // Вестник Института развития образования. 2018. № 2 (22). С. 110–113.

10. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 15–22.

11. Афанасьева О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение : монография. Москва : Издательство МГОУ, 2007. – 324 с.

12. Казымова Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии // Филология и лингвистика. 2018. № 3. С. 19–22.

13. Колтунова М. В. Язык и деловое общение : нормы, риторика, этикет : учеб. пособ. для вузов. М. : Экономика, 2000. – 428 с.

14. Кудрявцев А. Г. Языковая толерантность как элемент культурной компетентности // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2011. № 4. С. 92–96.

15. Васильева В. С. Языковые средства общения в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). C. 32–35.

16. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 6-е изд., стер. М. : СмартБук, 2009. – 575 с. ISBN 978-5-9791-0124-8.

17. Дугинова Е. Д. Педагогическая траектория развития речевого имиджа будущих учителей // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). 90–95.

18. Яшина Е. З. Имиджевый подход как ресурс стратегического управления муниципальным образованием [Электронный ресурс] // Региональное развитие : электронный научно-практический журнал. 2015. № 7 (11). URL: https://regrazvitie.ru/imidzhevyj-podhod-kak-resurs-strategicheskogo-upravleniya-munitsipalnym-obrazovaniem/ (дата обращения: 09.02.2023).

19. Насыров А. Р. Особенности вербальных и невербальных коммуникаций // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С. 3216–3220.

20. Бжиская Ю. В., Чуриков М. П. Значение невербальных средств коммуникаций на иностранном языке при дистанционной форме обучения в техническом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 43–46.

21. Мурашов А. А. Речь учителя и его профессиональный имидж // Школа и воспитание. 2014. № 5. С. 242–244.

22. Мынбаева А. К., Булатбаева А., Анарбек Н. А. Синергетика и эвтагогика для саморазвития, самопознания и саморегуляции личности: сравнение методологических подходов // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2021. № 4 (102). С. 9–21.

23. Богданова А. Н. Важность коммуникативных навыков для лидерства и менеджмента // Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы и перспективы развития : материалы VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, 28–29 мая 2021 года / под общей редакцией Н. В. Кузнецовой. Магнитогорск, 2021. С. 84–89.

24. Гонтарева Г. А., Шевелева А. А. Направления преобразования управления образовательными системами // Царскосельские чтения 2013. T. II, № XVII. С. 43–46.

25. Шабес В. Я. Событие и текст. М. : ВШ, 1989. – 175 с.

26. Кучиева Л. А. Системно-функциональный подход к изучению синтаксиса текста в деятельностном аспекте профессионального педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 162–164.