Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 1 (173) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.011
УДК: 159.9.072
ББК: 88.9
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К. А. Лаптев ORCID
Аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ РОДИНЫ У ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА
Аннотация

Введение. Формирование психологической готовности может быть важным инструментом подготовки осужденных к участию в общественной и семейной жизни, к принятию ответственности за себя и за других людей, к ответственности за последствия своих собственных решений. Все мероприятия по воспитанию гражданского долга содержат в себе ряд действий, направленных на достижение цели, которая заключается в успешной реадаптации осужденных. Это наблюдение относится к знаниям, навыкам, а также к социальным компетенциям относительно интересов Родины. Цель исследования: выявить уровень психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФКУ «ИК... ГУФСИН...» России (N = 50, мужчины возрастом 20–40 лет). Теоретические методы: анализ, синтез, целеполагание, моделирование; эмпирические: анкета по выявлению отношения к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных (В. И. Долгова, К. А. Лаптев), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чер-мянин); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина); Т-критерий Вилкоксона.

Результаты. Выявлена преимущественно низкая адаптация к новым условиям или изменениям, наблюдается дисгармоничное проявление ориентаций. В ходе анкетирования выявлено, что у осуждённых нет полного понимания понятия «патриотизм», они не проявляют собственной гражданской позиции. Готовность к участию в мероприятиях по защите интересов Родины проявляет основная масса испытуемых. Одним из ключевых мотивов принятия такого решения они выделяют желание освободиться от наказания.

Обсуждение. Сравнение полученных результатов с данными других исследователей позволило считать выборку соответствующей стандартам (в нее не вошли люди с деструктивными изменениями психики и физического здоровья, религиозные фанатики, лица, склонные к суициду. Сравнение теоретических подходов и изучение положительного опыта реализации патриотического воспитания осужденных в условиях лишения свободы в различных регионах Российской Федерации и за рубежом показало, что сегодня недостаточно уделено внимания важным технологиям целевых психолого-педагогических программ взаимодействия с осужденными.

Заключение. Проведенное исследование подтвердило острую актуальность проведения целевого взаимодействия с осужденными, способного решить задачи формирования мотивационной готовности к защите интересов Родины; развития социально-психологической адаптированности в процессе выполнения гражданского долга; в создании условий для формирования социально-психологической установки на защиту Родины; в оказании содействия формированию знаний в области патриотизма и его ключевых компонентов.

Ключевые слова

психологическая готовность; гражданский долг; интересы Родины; адаптивность; осужденные; информационный террор

Основные положения

– модель формирования психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных объясняется взаимосвязанными целями, задачами, методами, результатами;

– обобщение научных выводов по теме, не смотря на их недостаточность, позволяет составить теоретико-методологическую базу исследования;

– программы формирования психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных должны влиять на основные характеристики названной готовности.

Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ РОДИНЫ У ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА [Текст] / В.И. Долгова, К. А. Лаптев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  1 (173). — С. 241-286. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.011.

Библиографический список

1. Федоров А. Ф. Формирование патриотического движения среди осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Москва : Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации», 2022. С. 62–65.

2. Долгова В. И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности. 2008. № 7. С. 18–25.

3. Gusacov E. (2018), “Education for patriotism and the Arab-Israeli sector. International”, Journal of Educational Development, vol. 60, pp. 138–148. DOI 10.1016/j.ijedudev.2017.11.005.

4. Gusacov E. (2019), “Am I or can I be a citizen of the world? Examining the possibility of cosmopolitan-patriotic education in Israel”, Ethics and Education, vol. 14(2), pp. 213–226. DOI 10.1080/17449642.2019.1587683.

5. Pestka D.B. (2020), “Meaning and meaninglessness of education for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in Europe, Social Sciences & Humanities Open, vol. 2 (1). DOI 10.1016/j.ssaho.2020.100053.

6. Быков А. К. Развитие государственной политики в области патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Педагогическое образование и наука. 2021. № 2. С. 24–30.

7. Андреева Ю. В. Направления и принципы патриотического воспитания осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2022. № 47. С. 15–19.

8. Горина Е. Е. Проблемы и перспективы развития патриотического воспитания в уголовно-исполнительной системе на современном этапе // Социальные отношения. 2022. № 3 (42). С. 69–76.

9. Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А. Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 4. С. 36–47.

10. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва : Дидакт, 1991. – 256 с. ISBN 5-86776-017-0.

11. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической статистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017. – 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6.

12. Hamin Z., Hassan R.A. (2012), “The Roles and Challenges of Parole Officers in Reintegrating Prisoners into the Community under the Parole System”, Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 36, pp. 324–332, DOI 10.1016/j.sbspro.2012.03.036.

13. Martin S., Zabala C., Del-Monte J., Graziani P., Aizpurua E., Barry T.J. & Ricarte J. (2019), “Examining the relationships between impulsivity, aggression, and recidivism for prisoners with antisocial personality disorder”, Aggression and Violent Behavior, vol. 49. DOI 10.1016/j.avb.2019.07.009.

14. Fayyaz F., Akram A. & Saleem F. (2020), “PNS192 Predictors of health related quality of life among prisoners of quetta city, Pakistan”, Value in Health, vol. 23(1). DOI 10.1016/j.jval.2020.04.1187.

15. Fetahu B. (2021), “Perceptions of correctional officers about suicidal behavior among prisoners in Dubrava prison”, Annales Médico-psychologiques, revue psychiatrique, vol. 179 (5), pp. 432–437, DOI 10.1016/j.amp.2020.11.017.

16. Stankov L. (2018), “Psychological processes common to social conservatism and terrorism”, Personality and Individual Differences, vol. 120, pp. 75–80. DOI 10.1016/j.paid.2017.08.029.

17. Зауторова Э. В. Роль патриотического воспитания осужденных в местах лишения свободы // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом. – Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 325–335.

18. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция. Челябинск : АТОКСО, 2010. – 183 с. ISBN 5-8227-0146-7.

19. Uzakbayeva S., Zhalgasova S., Beisembayeva A. & Kosherbayeva G. (2014), “The Patriotism Education Content at the Present Stage”, Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 141, pp. 675–679. DOI 10.1016/j.sbspro.2014.05.118.

20. Waggoner J., Bering J.M. & Halberstadt J. (2022), “The desire to be remembered: A review and analysis of legacy motivations and behaviors”, New Ideas in Psychology, vol. 69. DOI 10.1016/j.newideapsych.2022.101005.