Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 1 (173) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.010
УДК: 159.9.072
ББК: 88.9
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. А. Кондратьева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Шмыкова ORCID
Магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА
Аннотация

Введение. Образование должно в полной мере отвечать возрастающим требованиям настоящего времени в условиях информационного террора. Соответственно и человек в этих условиях должен отвечать современным требованиям, то есть быть не только гибким, динамичным, полифункциональным, открытым новому, готовым к резким переменам и т. д., но и стремиться к объединению в интересах своего государства, обладая высоким уровнем коммуникативной компетентности и организаторскими умениями. Сегодня эти требования усиливаются применением в образовании компетентностного и деятельностного подходов, которые позволяют личности включиться в общую деятельность по анализу предлагаемой информации. Особую ценность и значимость это приобретает при изучении русского языка, так как русский язык — это основа сплочения духовной и языковой культур, воспитания личности и коллектива.

Материалы и методы. Диагностическая работа проводилась с помощью трех методик (Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха позволил определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Тест «Коммуникативные и организаторские способности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) помог выявить уровень развития соответствующих умений. По методике «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского осуществлено выявление общего уровня общительности подростков). Для оценки различий на констатирующем и контрольном этапах исследования использован статистический критерий Вилкоксона. Анализ данных проводился в статистической системе Statistica 6.0. В качестве базы исследования выступили обучающиеся 7-го класса средней школы Еткульского района Челябинской области в количестве 14 человек. Характерен совместный вид деятельности, они хорошо работают и сотрудничают вместе. В классе отсутствуют изгои, нет буллинга. Программа формирующего взаимодействия состояла из 10 занятий, в том числе: увлекательные анаграммы; Антон Чехов — ключевая фигура в литературе; фразеология как средство развития речевой культуры; край ты мой, родимый край; эффективное общение посредством изучения морфемики и словообразования; морфология как главный помощник в формировании коммуникативных навыков; Максим Горький — как загадка русской природы; Сергей Есенин — душа русской поэзии.

Результаты. Обобщенные результаты показали, что после формирующего эксперимента в классе уменьшилось количество зависимых и агрессивных обучающихся, а количество компетентных, наоборот, возросло. Если до развивающей работы в классе отсутствовали субъекты с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений, то после ее проведения появился один с высоким уровнем. Отмечаем также факт, что сократилось количество обучающихся с низким уровнем общительности, стали преобладать со средним и высоким уровнями, что явно свидетельствует об эффективности программы формирования коммуникативной компетентности подростков на уроках русского языка и литературы.

Обсуждение. Проведенный анализ показал единый подход в исследованиях, посвященных общению как личностному фактору формирования сплоченности. На успешность общения влияет коммуникативная компетентность (умения построения гармоничных отношений с последующим положительным результатом, конструктивный диалог с партнерами, отстаивание своей гражданской позиции, совместное противостояние террористической информации).

Заключение. Совместное противостояние террористической информации обеспечивается именно степенью владения коммуникативной компетентностью, то есть умением гармонично и результативно общаться, быстро и легко разбираться в поступающей информации, сохранять позиции каждого участника группы, находить эффективное решение в сложившейся ситуации, грамотно доносить свои взгляды, требования и условия, адекватно использовать необходимые языковые свойства, учитывать чувства и эмоции каждого участника группы.

Ключевые слова

сплоченность; коммуникативная компетентность; русский язык; зависимое общение; компетентное общение; агрессивное общение

Основные положения

– социальная сплоченность связана с социальной солидарностью, они обеспечивают мир и безопасность перед лицом угрозы информационного террора, террористической пропаганды;

– социальное сплочение следует формировать с детства и особенно на уроках русского языка и литературы, поскольку русский язык является государственным языком нашей страны;

– социальному сплочению способствует высокий уровень коммуникативных компетенций и их использование в процессе общения;

– высокий уровень коммуникативных компетенций достигается в результате реализации соответствующих целевых психолого-педагогических программ.

Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА [Текст] / В.И. Долгова, О. А. Кондратьева, А. А. Шмыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  1 (173). — С. 214-240. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.173.1.010.

Библиографический список

1. Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Социальная сплоченность и социальное единство как гарантия внутреннего и внешнего мира и развития общества и государства // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2023. № 1. С. 78–88. (Государство и право). DOI 10.31249/iajpravo/2023.06.

2. Laskin A.V. (2021), “Symbiotic relations as the foundation of propaganda: Directions for future research”, In Analysis, vol. 5 (2), pp. 183-187. DOI 10.1016/j.inan.2021.06.003ю

3. Greer L.L. (2012), “Group Cohesion Then and Now”, Small Group Research, is.43 (6), pp. 655-661. DOI 10.1177/1046496412461532.

4. Casey-Campbell M. & Martens M.L. (2009), “Sticking it all together: A critical assessment of the group cohesion–performance literature”, International Journal of Management Reviews, vol. 11 (2), pp. 223–246, DOI: 10.1111/j.1468-2370.2008.00239.x

5. Fyhn B., Schei V. & Sverdrup T. E. (2023), “Taking the emergent in team emergent states seriously: A review and preview”, Human Resource Management Review, vol. 33 (1), pp. 100928. DOI 10.1016/j.hrmr.2022.100928

6. Бодалев А. А. Психология общения : избранные психологические труды. Москва : Институт практической психологии, 2020. – 296 с. ISBN 978-5-91328-067-1.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение : монография. Москва : Эль-Фа, 2020. – 92 с. ISBN 987-5-9772-0162-9.

8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды : собрание сочинений. Москва : Педагогика, 2018. – 560 с. ISBN 978-5-91328-067-1.

9. Баранов Г. Н. Развитие речи в школе : монография. Москва : Проспект, 2020. – 190 с. ISBN 5-210-00125-4.

10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 2018. – 520 с. ISBN 987-5-9772-0162-9.

11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология : учебное пособие. Москва : Прайм-Еврознак, 2016. – 576 c. ISBN 0-333-75760-2.

12. Ретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 376 c. – ISBN 0-333-75789-1.

13. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. – Москва : Изд-во МГУ, 2020. – 266 с. ISBN 0-333-75760-2.

14. Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина (КОС) // ТЕСТотека : [сайт]. Москва, 2018. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 04.11.2022).

15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ВЛАДОС, 1999. – 480 с. URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (дата обращения: 04.06.2018).

16. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Социальные умения личности: определения и подходы к изучению // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 46–49.