Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье представлена актуальность использования электронного учебного пособия как средства комплексной образовательной технологии в преподавании дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» в соответствии с методическими требованиями «Ядра высшего педагогического образования»; представлен разбор цифровизации как способа освоения теоретического предметного содержания дисциплины в формате цифрового контента. Цель представленной работы — провести анализ формальных и содержательных различий печатной и электронной форм учебного пособия, выявить их преимущества и недостатки, определить влияние выявленных преимуществ и недостатков на структуру образовательного процесса, способность адаптации участников образовательного процесса к изменяющимся условиям, прогнозирование результатов обучения.
Материалы и методы. Представленное исследование использует следующие общенаучные и частно-научные методы: анализ научно-теоретической литературы по теме исследования ставит цель — выделить наиболее значимые факторы, определяющие направление цифровизации в современном образовательном процессе; используемый когнитивно-дискурсивный подход обеспечивает интердисциплинарность исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, включающий тестирование и методы статистической обработки данных, представляет количественную обработку результатов исследования. Представленное исследование предлагает квантитативную оценку эффективности использования электронной формы учебного пособия. Количественная оценка результатов исследования эффективности использования электронной формы учебного пособия в образовательном процессе производится на основании промежуточного тестирования на протяжении двух лет.
Результаты. На основании анализа результатов тестирования верифицирована электронная форма учебного пособия как средство комплексной образовательной технологии в преподавании дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка», решающей ряд задач не только предметной части дисциплины, но и общепедагогические задачи, касающиеся обучения навыкам распределения психофизиологических ресурсов обучающегося для повышения эффективности образовательного процесса; выявлены и описаны преимущества и недостатки двух форм учебного пособия, используемых в практике преподавания дисциплины.
Обсуждение. Подчеркивается, что в долговременной перспективе использование электронной формы учебного пособия обеспечивает не только повышение результатов обучения, обусловленное полимодальностью используемых материалов, но и снижение материальных издержек на техническое обеспечение, связанное с необходимостью обновления фонда печатных учебных пособий в соответствии с требованиями рабочих программ.
Заключение. Использование электронной формы учебного пособия в преподавании дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» способствует более эффективному формированию и развитию общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных методическими рекомендациями «Ядро высшего педагогического образования». Эффективность использования электронной формы учебного пособия возрастает по причине взаимодействия нескольких факторов. Электронная форма представляется более удобной в использовании по причине наличия функций поиска по ключевым словам, что значительно снижает время подготовки к промежуточному тестированию. Кроме того, полимодальный характер предъявляемых иллюстрирующих материалов, а также материалов тестирования, способствует распределению ресурсов внимания и памяти, позволяя более эффективно извлекать полученные данные из долговременной памяти.
электронное учебное пособие; общепрофессиональные и профессиональные компетенции; когнитивно-дискурсивный подход; аудиальная и визуальная форма; комплексная образовательная модель
– выделены и описаны преимущества и недостатки двух форм учебного пособия;
– проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов обучения с использованием двух форм учебного пособия, верифицирующий влияние формы учебного пособия на усвоение предметной части дисциплины и формирование знаний, умений, навыков соответствующих компетенций;
– представлены и подтверждены результатами когнитивных и психологических исследований основания наиболее эффективного в условиях современного образовательного процесса применения ресурсов, предлагаемых электронной формой учебного пособия как средством комплексной образовательной технологии.
Ненашева, Ю. А. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Ю. А. Ненашева, О. Ю. Афанасьева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1 (179). — С. 97-130. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.006.
1. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России. Что впереди? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. С. 31−41. EDN: SECFQT (RSCI).
2. Куркина А. Ю. Межкультурная компетенция в реальной коммуникации и учебном процессе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 636. С. 80−87. EDN: PBFDKZ
3. Уваров А. Ю., Мерцалова Т. А. Цифровые технологии в российском образовании: шаги развития // Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 43−121. ISBN 978-5-7598-1990-5. DOI 10.17323/978-5-7598-1990-5.
4. Воронин Д. М., Воронина Е. Г., Киселёва И. В. Модернизация программ высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 73. Ч. 1. С. 98−101. EDN: MCCDSX
5. Лубков А. В. МПГУ: Ядро педобразования — новые подходы к обучению и развитию талантов учителей // Вестник образования. 2022. № 7. С. 9−13. EDN: LBFENN
6. Каленчук М. Л. Позиция фонетическая, орфоэпическая, произносительная: новые подходы // Вопросы языкознания. 2022. № 3. 7–13. DOI 10.31857/0373-658X.2022.3.7-13. (Scopus, WoS, RSCI).
7. Легостаева О. В. Обучение иностранному языку в условиях искусственного билингвизма // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 38. С. 115−124. EDN: TDMYZL
8. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра // Язык и культура. 2017. № 37. С. 185−204. DOI 10.17223/19996195/37/13. EDN: ZUQUIZ (WoS).
9. Тимофеев С. Н. Межъязыковая интерференция и установление конкретных случаев ее проявления при контакте французского и русского языков: (на уровне звуков) // Теоретические и практические проблемы прикладной лингвистики : сборник статей. М. : Издательство Московского государственного университета, 1988. С. 115−135.
10. Башкова И. С. Овчинникова И. Г. Нейропсихологическая характеристика билингвизма // Вопросы психолингвистики. 2013. № 17. С. 53−69. EDN QBRTER
11. Хромов С. С. Современный звучащий дискурс в аспекте межкультурной коммуникации // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1, № 2. С. 161−165. EDN RYILTF
12. Шелестова О. В. Способы предупреждения и преодоления интерференции при изучении неродственных языков (на примере английского и арабского языков) // Казанский педагогический журнал. 2008. № 5 (59). С. 14−20. EDN KUGIVJ
13. Chemodurova Z.M. (2021), “Visual foregrounding in Contemporary fiction”, Issues of Cognitive Linguistics, no. 2, pp. 5–15. DOI: 10.20916/1812-3228-2021-2-5-15. EDN: PXJTJW (Scopus).
14. Кибрик А. А. Когнитивный анализ дискурса: локальная структура // Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика : сборник статей. М. : Языки славянской культуры, 2015. С. 595−634. EDN: VGTLKR
15. Гончарова Е. А. Стиль как реляционная поливалентная категория // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22, № 4. С. 180–191. DOI 10.15688/jvolsu2.2023.4.14. EDN TAGVFH (Scopus, WoS, RSCI).
16. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34–44. DOI 10.31862/1819-463X-2022-4-34-44. EDN UKQQPU
17. Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 45−50. DOI 10.24158/spp.2018.1.7. EDN YMPRII
18. Пестрецова П. М. Мультимодальность в перспективе межкультурной коммуникации: применение методов мультимодальных исследований в обучении китайскому языку // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии : 1-й молодежный конвент : материалы международной студенческой конференции, 28–29 апреля 2017 года. Екатеринбург : Издательство «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2017. С. 173−176. ISBN 978-5-7996-2237-4. EDN: ZSFTUH
19. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33–44. EDN: SZCPOK (Scopus, WoS, RSCI).
20. Обдалова О. А., Харапудченко О. В. Когнитивно-прагматические и лингвостилистические характеристики англоязычного устного научно-академического дискурса // Язык и культура. 2019. № 46. C. 102–125. DOI: 10.17223/19996195/46/6. EDN: YDOHWD (WoS).