Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается актуальная проблема интеграции в системе высшего образования. Авторы, анализируя теоретический материал и практический опыт, делают акцент на эффективность проведения интегрированных занятий при освоении учебной программы иностранными студентами и слушателями. Внедрение описанной формы проведения занятия ведет к повышению уровня сформированности языковой компетенции, повышению мотивации к обучению и формированию системного получения знаний будущими специалистами.
Материалы и методы. В ходе изучения темы был проанализирован и обобщен опыт предшественников в области применения интегрированных занятий. Фокус внимания исследователей направлен на эффективность проведения данной формы занятий при формировании вторичной языковой личности военных специалистов, обучающихся в российских военных вузах. Использование классических общенаучных методов анализа, синтеза, эксперимента, наблюдения и обобщения позволило сделать выводы о перспективности данного направления.
Результаты. Результаты проведенного педагогического эксперимента по интеграции дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Правоведение» в группе военных специалистов, обучающих в российском военном вузе, показали готовность участников эксперимента к восприятию данной формы занятия, а также высокие результаты по освоению текущего программного материала по дисциплинам.
Обсуждение. Авторы анализируют и обобщают результаты проведенного интегрированного занятия. Приводится фрагмент занятия, демонстрирующий практический материал, направленный на решение целей и задач занятия. На основе полученных результатов делается вывод об эффективности и перспективности интегрированного занятия как формы организации учебной деятельности, в основе которой есть ведущая дисциплина и сопутствующая, способствующая более глубокому усвоению материала первой.
Заключение. Исследователи приходят к выводу о том, что интегрированные занятия в системе высшего образования являются эффективным средством изучения нового материала с использованием междисциплинарных связей. Помимо усвоения материала изучаемых дисциплин, формируются прочные учебные навыки, повышается мотивация как у обучаемых, так и у педагогов, развиваются творческие способности.
интеграция; языковая компетенция; речевая компетенция; иностранные обучающиеся; междисциплинарные связи; гуманитаризация образования
– гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение границ изучаемых гуманитарных дисциплин за счет их интеграции, в целом углубления интеграции их содержания с целью получения системного знания;
– интеграция дисциплин в системе высшего образования являются эффективным средством повышения мотивации к деятельности студентов и слушателей высшего учебного заведения, улучшают понимание междисциплинарных связей, дают возможность глубокой проработки учебного материала;
– интеграция дисциплин снимает лексико-грамматические трудности при знакомстве с научной терминологией, развивают навык применения полученных ранее знаний при работе с новой информацией, приводят к осознанию обучающимися взаимосвязи между дисциплинами, что способствует как формированию системного подхода к обучению, так и системному восприятию информации.
Исаева, Л. Р. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА [Текст] / Л. Р. Исаева, Е. В. Шестакова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1 (179). — С. 65-80. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.004.
1. Тарасов С. В., Проект Ю. Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности // Science For Education Today. 2023. Т. 13, № 6. С.121–144. DOI 10.15293/2658-6762.2306.06. EDN: WQVZLF (Scopus, RSCI).
2. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3 (54). С. 46–51. EDN: ZFCHAP
3. Харунжев А. А., Харунжева Е. В. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры // Интеграция образования. 2003. № 3. С. 84–89. EDN: PJPNOX (Scopus).
4. Дьяченко Н. В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Концепт. 2016. № 2 (февраль). С. 11–15. EDN: VMLDRF
5. Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Обучение студентов-нелингвистов иноязычной коммуникации в профессиональном дискурсе: мотивационный аспект // Язык и культура. 2023. № 62. С. 141–161. DOI 10.17223/19996195/62/8. EDN: ZTEJNK (WoS).
6. Интеграция образовательных систем и проблема формирования новой личности в системе высшего образования / Н. С. Букатов [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (11). С. 43–49.
7. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Моделирование профессиональной деятельности как условие эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 42–47.
8. Нестеренко Г. И., Сулейменова Г. Н. Интегрированные занятия и межпредметные связи как фактор роста качества преподавания // Вестник ЗКУ. 2022. № 4 (88). С. 19-24. DOI 10.37238/1680-0761.2022.88(4).134. EDN: BNKPBA
9. Карамнова Н. В. Интегрированный подход в методике преподавания экономических дисциплин // Наука и Образование. 2021. Т. 4, № 1. EDN: DZCXXK