Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 1 (179) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.005
УДК: 37.0
ББК: 74.00
А. П. Кононенко ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Федорович ORCID
Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Аннотация

Введение. Целью статьи «Педагогические инновации в международном образовательном сотрудничестве на базе Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС)» является изучение понятия педагогической инновации и внедрение в международный образовательный процесс Ростовского государственного университета путей и сообщения. В статье обосновывается значимость реализации педагогических инноваций в рамках растущего спроса на международном рынке труда.

Материалы и методы. Исследование вопросов международного сотрудничества в образовательной среде носит теоретический характер и основан на описательном методе педагогических инноваций. Представлен проект языковой школы в университете, который подтвердил свою значимость и уникальность в социальной и психологической адаптации иностранных студентов. Разработанный курс «Железнодорожный локомотив» подтвердил теорию на практике о том, что педагогические инновации играют важную роль в разработке международных программ обучения.

Результаты. Для внедрения и реализации педагогических инноваций проанализированы научные работы специалистов в этой области, разработаны этапы работы международной деятельности и осуществлено практическое применение в международном образовательном сотрудничестве. Выполнена достаточно сложная работа организационного характера со стороны международного отдела университета, и разработана новая методика проведения занятий с иностранными слушателями. Этот инновационный подход в образовании стали активно применять на занятиях преподаватели вуза.

Обсуждение. Применение педагогических нововведений в международном образовательном процессе прослеживается в инновационных разработках, мотивированном подходе со стороны руководства и привлечением иностранных студентов. Необходимо подчеркнуть, что интерес к педагогическим инновациям растет с каждым годом, увеличивается количество научных исследований в этой области и появляются новые направления в науке. Исследование проблемы образовательного процесса в международной деятельности вуза вызвано глобальными экономическими и политическими изменениями.

Заключение. Делается вывод о том, что результативностью овладения педагогическими инновациями является внедрение информационных технологий, профессионализм преподавателей и активная международная деятельность университета. Проведенное исследование подтолкнуло авторов статьи разработать и провести онлайн курс технической направленности по «Русскому языку как иностранному», а выбор железнодорожной тематики стал приоритетным направлением. Такой междисциплинарный подход в обучении становится популярным в международном образовании, а применяемые методики предлагают использование современных инновационных технологий. Организация и оценка педагогических инновационных проектов должна выполняться и проводиться в соответствии с интересами международной образовательной организации.

Ключевые слова

педагогические инновации; методики; международное сотрудничество; языковая специфика; образовательное пространство; социокультурное пространство; практика

Основные положения

– определены ключевые понятия педагогических инноваций;

– выделены основные направления в образовании, доступные для международного сотрудничества;

– особое внимание уделено организации обучения, в том числе с учетом национальной языковой специфики обучающихся;

– представлены различные методики и практики рассмотрения социокультурного контекста в процессе обучения, проанализированы общие и частные инновационные методические аспекты проблемы обучения, в том числе современные подходы к формам и методам контроля.

Цитировать публикацию

Кононенко, А. П.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ [Текст] / А. П. Кононенко, Е. В. Федорович, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  1 (179). — С. 81-96. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.005.

Библиографический список

1. Джумаева С. А., Хайруллаева М. Х. Педагогические инновации в современной системе образования // Научные исследования. 2019. № 3 (29). С. 38–39 EDN: ZPNTTF

2. Котляренко Ю. Ю., Николаева Е. А. Эффективность мультимедийных технологий в процессе преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 2. С. 40–48. DOI 10.47370/2078-1024-2022-14-2-40-48. EDN: RWHXIW

3. Иссерс О. С. Разговорная речь как ресурс коммерческих номинаций городских объектов // Русская речь. 2023. № 6. С. 38–51. DOI 10.31857/S013161170029353-7. (RSCI, Scopus).

4. Кирягина М. Е. Педагогические инновации в образовании // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 18. С. 282–284. EDN: PIBAIR

5. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11–21. EDN: YRMOYT

6. Marunevich, O.V., Shefieva, E.S., & Bessarabova, O.N. (2021), “Mind mapping as a tool of teaching English vocabulary at Transport University”, E3S Web of Conferences. 295, 05021 DOI 10.1051/e3sconf/202129505021.

7. Krasner I. & Garza T.J. (2012), “Digital Humanities, Access, and the Teaching of Russian Language and Culture”, Russian Language Journal, vol. 71, no. 1, pp. 5–26.

8. Бордовская Н. В. Новые технологии в образовании: истоки и причины активного развития и применения // Непрерывное образование. 2012. №. 2 (2). С. 5–8. EDN: TCGOLR

9. Маруневич О. В., Гампарцумов  А. С. Потенциал использования видеоматериалов сети Интернет при обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11, № 4. С. 30–39. DOI 10.24412/2225-8264-2022-4-30-39. EDN: RCNGIY

10. Palvia S., Aeron P., Gupta P., Mahapatra D., Parida R., Rosner R. & Sindhi S. (2018), “Online education: worldwide status, challenges, trends, and implications”, Journal of Global Information Technology Management, vol. 21, no. 4, pp. 233–241. DOI 10.1080/1097198X.2018.1542262 (WoS).

11. Grimal L., Marty P., Perez S., Troussier N., Perpignan C. & Reyes T. (2020), “Case study: located pedagogical situations to improve global sustainable skills in engineering education and universities”, Procedia CIRP, vol. 90, no. 3. 766–771. DOI 10.1016/j.procir.2020.02.136.

12. Kondapalli S. (2021), “United States – China Relations: Prospects during Xi – Biden Tenure”, Vestnik RUDN. International Relations, vol. 21, no. 2, pp. 279–287. DOI 10.22363/2313-0660-2021-21-2-279-287. EDN: SNCOSP (Scopus, RSCI).

13. Громенко Е. С. QR-код: от термина к разговорному слову // Русский язык в школе. 2024. Т. 85. № 1. С. 89–99. DOI 10.30515/0131-6141-2024-85-1-89-99. EDN: ZHWKJR (Scopus, RSCI).

14. CancinoM., & GonzalezN. (2023), “Exploring Reading Attitudes, Reading Self-Efficacy, and Reading Proficiency in a Blended Learning Context Among EFL Learners”, Journal of Language and Education, vol. 9, no. 4 (36), 31–45. DOI 10.17323/jle.2023.16303. EDN: SFSWXY (Scopus, WoS).

15. Князев С. В. О фразовой интонации в русских говорах с пословным мелодическим оформлением // Вопросы языкознания, 2022. № 1. С. 7–39. DOI 10.31857/0373-658X.2022.1.7-39. EDN: XFHCXD (Scopus, WoS, RSCI).