Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 1 (179) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.002
УДК: 378.147 : 811.112.2
ББК: 74.489.0 : 81.432.4
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Ассистент кафедры теории и практики иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация

Введение. В статье речь идет о различных педагогических возможностях формирования умений делового общения у будущих магистров неязыковых специальностей. Особый акцент делается на умениях устной и письменной деловой коммуникации для решения профессиональных задач. Целью статьи является  анализ опыта работы в процессе преподавания курса «Деловой иностранный язык», фокус которого направлен на ознакомление магистрантов с особенностями делового этикета, правилами самопрезентации, умениями вступить в контакт, запросить информацию, сообщить ее, а также на ознакомление со структурой деловых писем и знаниями особенностей составления аннотаций и библиографий научных статей.

Материалы и методы. Практическая работа осуществлялась в двух направлениях, а именно: «Устное деловое общение» и «Письменное деловое общение». Каждый из этих модулей состоял из трех блоков: «Неофициальное общение», «Деловое общение», «Общение в сфере научного сообщества». Основной вектор работы направлен на формирование умений монологической и диалогической речи в рамках профессиональной деятельности, а также на формирование умений письменной деловой коммуникации.

Результаты. Опыт работы с магистрантами неязыковых специальностей педагогического вуза дал возможность обосновать целесообразность планомерной работы над двумя модулями «Устное деловое общение» и «Письменное деловое общение». Комплексный характер развития умений делового общения обусловлен единством профессионально-когнитивного, профессионально-деятельностного и профессионально-творческого компонентов, что задает профессиональный контекст будущей деятельности.

Обсуждение. Авторы обобщают результаты анализа работ ученых и практикующих педагогов по проблеме развития умений делового общения у магистрантов различных профилей подготовки. Подчеркивается важность корректной и эффективной организации процесса коммуникативной подготовки магистрантов в аспекте деловой коммуникации на иностранном языке, которая представляется возможной посредством расширения арсенала технологий работы со студентами.

Заключение. Реализация курса «Деловой иностранный язык» существенно повышает уровень готовности магистрантов к осуществлению профессиональной деятельности, так как они получают необходимые знания  для выбора правильной стратегии поведения в процессе делового общения, развивают умения делового общения в устной и в письменной формах, учатся принимать участие в жизни международного научного сообщества.  Квазипрофессиональное поле дает им возможность вести себя резильентно в возможных конфликтных ситуациях, что готовит будущих магистрантов неязыковых специальностей к вступлению в профессиональную деятельность.

Ключевые слова

умения делового общения; устная деловая коммуникация; письменная деловая коммуникация; неофициальное общение; общение в сфере научного сообщества; деловой этикет

Основные положения

– в процессе практической деятельности выявлена актуальность целенаправленной подготовки магистрантов неязыковых специальностей к деловому общению на изучаемом иностранном языке;

– разработан методический инструментарий подготовки магистрантов неязыковых специальностей к деловому общению в устной и в письменной форме;

– обоснована необходимость разделения курса «Деловой иностранный язык» на три блока: «Неофициальное общение», «Деловое общение», «Общение в сфере научного сообщества» с целью формирования умений делового общения на более высоком уровне.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  1 (179). — С. 23-39. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.002.

Библиографический список

1. Кручинина Г. А., Пушкарева Е. А. Профессионально-деловая иноязычная компетенция как составляющая профессиональной компетентности бакалавров инженерно-строительных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 174–181. EDN: VQCENN

2. Евдокимова М. Г. Учёт особенностей личности и поведения в обучении деловому общению // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 130–134. EDN: BFGGWW

3. Лехтянская Л. В., Куликова В. В. Эффективность делового общения - важный фактор в деятельности сотрудника предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 233–236. DOI 10.26140/anie-2021-1003-0053. EDN: SVADYS

4. Бочкарева Т. С., Кабанова О. В. К вопросу о кросс-культурном взаимодействии в рамках дисциплины "деловой иностранный язык" у магистрантов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 2 (230). С. 6–12. DOI 10.25198/1814-6457-230-6. EDN: TTGOJW

5. Белоус Е. С. Интерактивные документы: языковые особенности и документный статус // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021. Т. 20, № 1. С. 168–180. DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.1.14. EDN: FWPPJH (Scopus, WoS).

6. Криницкая М. Ю., Борзова Т. А. Изучение специфики отношения к гибким навыкам студентов вуза при обучении деловой коммуникации // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 4. С. 93–104. DOI 10.26907/esd.16.4.08. EDN: IFAPTF (Scopus).

7. Дмитриева Е. Н., Поскребышева Т. А. Возможности иноязычной деятельности в аспекте подготовки магистров к успешной профессиональной коммуникации // Язык и культура. 2022. № 58. С. 170–187. DOI 10.17223/19996195/58/10. EDN: KNKTGF (WoS).

8. Шерехова О. М. Формирование академической грамотности у магистрантов в процессе изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 5. С. 150–166. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-5-150-166. EDN: WZTFOC (Scopus).

9. Покровская Н. В. Технологии формирования умений деловой коммуникации на английском языке у студентов неязыковых вузов // Kant. 2022. № 1 (42). С. 288–293. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.55. EDN: DMICFO