Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье представлен анализ состояния проблемы применения ценностно-смыслового подхода в педагогическом процессе. Цель статьи авторы видят в уточнении понятия «ценностно-смысловой подход в воспитании» и в определении средств преодоления существующих затруднений у учителей, выявленных в ходе исследования.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие учителя школ города Челябинска. Основными методами являлись анализ научной литературы в области психологических и педагогических аспектов проблемы применения ценностно-смыслового подхода в воспитательном процессе, проблемный анализ и анкетирование. Целью опроса было изучение понимания педагогами сущности современного процесса воспитания с позиции ценностно-смыслового подхода и выявление существующих трудностей в его использовании.
Результаты. Получены данные, свидетельствующие о фактическом применении ценностно-смыслового подхода в процессе воспитательной деятельности. Более трети опрошенных педагогов не рассматривают воспитание как процесс смыслообразования. У трети респондентов вызывают затруднения понимание ключевых положений ценностно-смыслового подхода и совершение действий по их применению. Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью использования педагогами ценностно-смыслового подхода к воспитанию подрастающего поколения, с одной стороны, и ориентированностью педагогов на «знаниевую» педагогику, с другой стороны. Выявленные затруднения по применению ценностно-смыслового подхода в процессе воспитания школьников могут быть устранены за счёт внесения корректив в программы и технологии педагогического образования.
Обсуждение. Анализ исследуемой проблемы, отраженной в психолого-педагогической литературе, подтверждает ее особую актуальность на современном этапе. Авторы отмечают необходимость рассмотрения сущности воспитания как ценностно-смыслового взаимодействия с обучающимися и формирование у педагогов соответствующего отношения к этому процессу. Современное состояние проблемы применения ценностно-смыслового подхода в воспитании характеризуется полной идентификацией понятий «значение» и «смысл», направленностью педагогической деятельности на усвоение знаний о сущности той или иной ценности, затруднениями педагогов в действиях, способствующих формированию у обучающихся личностных смыслов.
Заключение. Существующие затруднения в применении педагогами ценностно-смыслового подхода в воспитании школьников возможно преодолеть путем внесения изменений в содержание профессиональной подготовки. Понимание различий между понятиями «значение» и «смысл», умение видеть широкий спектр значений духовно-нравственных ценностей и понятий, применение проблемных методов позволит педагогам создать условия для развития ценностно-смысловой сферы личности школьников.
ценностно-смысловой подход; ценностно-смысловое взаимодействие; духовно-нравственные ценности; процесс принятия ценностей; смыслообразование; школьники; будущие учителя
– главное назначение ценностно-смыслового подхода состоит в обеспечении процесса смыслообразования в ходе усвоения подрастающим поколением сущности отечественных духовно-нравственных ценностей, результатом которого является обретение личностного смысла через принятие их значений; а также обогащение личностных смыслов школьников;
– сущность ценностно-смыслового подхода заключается во включении ценностно-смысловой сферы личности в целеполагание на уровне принятия личностью духовно-нравственных ценностей.
Шитякова, Н. П. ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых, И. В. Забродина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1 (179). — С. 158-175. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.008.
1. Ансимова Н. П., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27, № 1. С. 37–51. DOI 10.17759/pse.2022270104. EDN: GTPLLR (WoS, Scopus, RSCI).
2. Белякова Е. Г. Реализация идей ценностно-смыслового подхода в практике образовательного процесса // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2008. № 5. С. 42–51. EDN: JVLOCH
3. Милованова Н. Г., Пчелинцева И. Г., Чумакова А. В. Ценностно-смысловой подход в профессиональном образовании // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 6А. С. 194–201. EDN: NPDELI
4. Рябцев В. К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14, № 3. С. 113–130. DOI 10.17759/psyedu.2022140307. EDN: PSDEUK (RSCI).
5. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 255–265. DOI 10.32744/pse.2019.3.19. EDN: DGDNBP (Scopus).
6. Elton‐Chalcraft S., Lander V., Revell, L., Warner, D. & Whitworth L. (2017), “To promote, or not to promote fundamental British values? Teachers’ standards, diversity and teacher education”, British Educational Research Journal, vol. 43, no. 1, pp. 29–48. (Scopus, WoS).
7. Ильина, Н. Ф., Логинова Н. Ф. Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 202–230. DOI 10.17323/1814-9545-2019-4-202-230. EDN: MWLHQV (Scopus, WoS, RSCI).
8. Сорокоумова Е. А., Фадеев Д. С., Борисова С. Л. Понимание метафоры как способ внешней репрезентации смыслов ценностных ориентаций личности // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26, № 4. С. 104–114. DOI 10.17759/pse.2021260409. EDN: LNUGFV (Scopus, WoS, RSCI).