Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 1 (179) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.007
УДК: 37 : 316.46
ББК: 74 : 60
В. Г. Рындак ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. Д. Дзугкоев ORCID
Аспирант кафедры педагогики и социологии института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены различные теории происхождения феномена лидерства, проанализированы различные подходы развития лидерских качеств, объяснена актуальность развития лидерских качеств подростков. Цель статьи — исследовать эволюцию понятия феномена лидерства, выявить предпосылки развития лидерских качеств подростков, обосновать зависимость возникновения феномена лидерства с уровнем развития цивилизации.

Материалы и методы. Основным методом исследования являлся конетнт-анализ нормативно-правовых документов, анализ философской, педагогической, психологической и социологической литературы. В процессе исследования использован историко-структурный метод, позволяющий выявить проблему развития феномена лидерства и ее компоненты. Также был использован конструктивно-генетический метод исследования, обеспечивающий рассмотрение проблемы теорий лидерства с определением этапа их генезиса.

Результаты. С помощью методов теоретико-эмпирического научного исследования удалось выделить этапы развития понятия «лидерство» и его дефиницию, обосновать необходимость развития качеств лидера у детей и подростков на протяжении всего периода воспитания и образования. В ходе исследования удалось определить подходы к изучению и классификации теорий лидерства, обосновать различные концепции происхождения феномена лидерства в идеях античных философов, мыслителей эпохи средневековья, Возрождения, Просвещения и их эволюции в XX веке.

Обсуждение. Необходимость понимания феномена лидерства подростками и их мотивации к развитию лидерских качеств диктуется государственной политикой стран, заинтересованных в кадровом потенциале подрастающего поколения. Понимание основных идей и концепций возникновения феномена лидерства дает возможность разработки методик развития данных качеств у обучающихся основного и дополнительного образования.

Заключение. Ретроспективный анализ развития теорий лидерства показал, что их ключевые различия связаны с уровнем развития цивилизации. На протяжении развития педагогической науки изменялись теории и подходы развития лидерских качеств. Происходила эволюция в классификации необходимых лидеру качеств. Лидерство рассматривается нами как совокупность лидерских качеств, которые необходимо культивировать и развивать с самого юного возраста в течение всего процесса воспитания субъекта. Изучение, анализ и обобщение ключевых торий лидерства, обозреваемых отечественными и зарубежными учеными, составляет научную базу для разработки научно-практических методов развития лидерства.

Ключевые слова

лидер; феномен лидерства; универсальные навыки; лидерские качества; развитие; теории лидерства; деятельностный подход; поведенческий подход; ситуативное лидерство

Основные положения

– рассмотрены основные теории лидерства;

– установлены закономерности эволюции роли лидера с уровнем развития общества;

– выявлены предпосылки развития лидерских качеств подростков в современной образовательной системе.

Цитировать публикацию

Рындак, В. Г.  РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА [Текст] / В. Г. Рындак, С. Д. Дзугкоев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  1 (179). — С. 131-157. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.007.

Библиографический список

1. Zabolotskikh A.V., Dugina T.V. & Ignatova T.A. (2022), “Sociological analysis of the distributed team leadership”, RUDN Journal of Sociology, vol. 22, no. 4, pp. 972-982. DOI 10.22363/2313-2272-2022-22-4-972-982. EDN: NEHMFT (RSCI).

2. Пасовец Ю. М. Отношение социально-активной молодежи к лидерству // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018, Т. 8, № 2. С. 77–101. DOI 10.15293/2226-3365.1802.05. EDN: XOBFJJ

3. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков / Е. Б. Пучкова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 27–36. DOI 10.17759/pse.2019240503. EDN: RRSANF (Scopus, WoS, RSCI).

4. Stošić L. & Mikhailova O.B. (2023), “Leadership and innovativeness as the basis for developing teachers’ digital competences”, RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 20, no.1, pp. 126–144. DOI 10.22363/2313-1683-2023-20-1-126-144. EDN: EJIDJH (RSCI).

5. Samul J. (2020), “The Research Topics of Leadership: Bibliometric Analysis from 1923 to 2019”, International Journal of Educational Leadership and Management, no. 8 (2), pp. 116–143 DOI 10.17583/ijelm.2020.5036. (WoS).

6. Sulastri S., Nurhizra G., Neviyarni S. & Hasdi A. (2021), “The development of training model in improving administrative leadership competence based on action-based learning in university”, Journal of Leadership in Organizations, vol. 3, no. 1, pp. 31–42. DOI 10.22146/jlo.63998.

7. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft Skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контектсе мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. C. 350–363. DOI 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363. EDN: YBJIFF (RSCI).

8. Михайлова О. Б. Характеристики проявлений креативности и инновационности у учащихся средней и старшей школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 1. C. 76–87. DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-1-76-87. EDN: XWEYWJ (RSCI).