Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В период радикальных социально-политических преобразований и вызовов суверенитету России возрастает значимость сохранения традиционных семейных ценностей, укрепления института материнства и отцовства. Цель исследования — изучить связь представлений о будущем родительстве и показателей ответственности у юношей и девушек.
Материалы и методы. Использованы теоретико-методологический анализ литературы, психодиагностический метод (модифицированный вариант методики семантического дифференциала И. Л. Соломина, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой, многомерно-функциональная диагностика ответственности В. П. Прядеина, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева), статистический анализ данных. Корреляционный анализ позволил установить связь представлений о будущем родительстве и показателей ответственности у юношей и девушек.
Результаты. В исследовании приняли участие 283 студента Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева в возрасте от 17 до 25 лет. Из них 48,76 % юношей и 51,24 % девушек. Проведенное исследование показало, что взаимодействие таких факторов, как пол, ответственность и составляющие ее параметры в большей степени определяют особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов представлений о будущей родительской роли у юношей по сравнению с девушками.
Обсуждение. Полученные результаты позволяют разработать активные методы, психолого-педагогические технологии формирования ответственного родительства посредством развития у студентов внутреннего локуса контроля, динамической эргичности, стенической эмоциональности, регуляторной интернальности, социоцентрической мотивации, когнитивной осмысленности, предметной и субъектной результативности с учетом пола респондентов.
Заключение. Для успешного вхождения в многополярный мир требуется суверенная модернизация в сфере образования, ориентированная на развитие национального человеческого капитала. Концепция фундаментализации развивающего образования предполагает воспитание у подрастающего поколения таких традиционных ценностей, как семья, родительство, материнство, отцовство и детство. Полученные результаты имеют принципиальное значение для понимания роли ответственности и составляющих ее параметров при формировании представлений о будущем родительстве у студенческой молодежи, для предотвращения возникновения девиантного родительства в будущем.
образ социальной роли; родительство; материнство; отцовство; Я — будущий отец; Я — будущая мама; ориентировочная деятельность; ответственность
– выявлены как общие, так и специфические особенности связи представлений о будущем родительстве и параметров ответственности у юношей и девушек;
– у юношей развитие внутреннего локуса контроля, когнитивной осмысленности, субъектной результативности, ответственности в целом способствует формированию всех структурных компонентов представлений о будущем отцовстве;
– у девушек формирование когнитивного и поведенческого компонентов представлений о будущем материнстве обусловлено развитием ценности ответственности как важного личностного качества, динамической эргичности, стенической эмоциональности, регуляторной интернальности; положительное отношение к будущим детям (эмоциональный компонент) формируется в результате принятия главенства и ответственности в семье.
Мерзлякова, С. В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕНИЗАЦИИ РОССИИ [Текст] / С. В. Мерзлякова, Г. В. Палаткина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1 (179). — С. 286-303. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.014.
1. Вишневский Ю. Р., Ячменева М. В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125–141. DOI 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141. EDN: XPCVPF (Scopus, WoS).
2. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и мо-дели, транслируемой родителями / Н. Л. Москвичева [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. DOI 10.17759/pse.2019240301. EDN: PIQPIC (Scopus, WoS (ESCI), RSCI).
3. Добряков И. В., Горьковая И. А., Микляева А. В. Изучение пред-ставлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью ме-тодики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) // Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. С. 78–90. DOI 10.17223/17267080/76/5. EDN: FVCVJX (Scopus, WoS (ESCI).
4. Кузьмин М. Ю. Динамика связи компонентов идентичности и ее статусов у студентов // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 69–84. DOI 10.17223/17267080/69/4. EDN: VAETZM (Scopus, WoS).
5. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте / Е. И Захарова. [и др.] // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 103–122. DOI 10.21702/rpj.2019.2.6. EDN: VOPWFL (Scopus).