Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 1 (179) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.014
УДК: 159.9.075
ББК: 88.4
С. В. Мерзлякова ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. В. Палаткина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, директор института экономики, права, образования, спорта, Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, г. Астрахань, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕНИЗАЦИИ РОССИИ
Аннотация

Введение. В период радикальных социально-политических преобразований и вызовов суверенитету России возрастает значимость сохранения традиционных семейных ценностей, укрепления института материнства и отцовства. Цель исследования — изучить связь представлений о будущем родительстве и показателей ответственности у юношей и девушек.

Материалы и методы. Использованы теоретико-методологический анализ литературы, психодиагностический метод (модифицированный вариант методики семантического дифференциала И. Л. Соломина, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой, многомерно-функциональная диагностика ответственности В. П. Прядеина, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева), статистический анализ данных. Корреляционный анализ позволил установить связь представлений о будущем родительстве и показателей ответственности у юношей и девушек.

Результаты. В исследовании приняли участие 283 студента Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева в возрасте от 17 до 25 лет. Из них 48,76 % юношей и 51,24 % девушек. Проведенное исследование показало, что взаимодействие таких факторов, как пол, ответственность и составляющие ее параметры в большей степени определяют особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов представлений о будущей родительской роли у юношей по сравнению с девушками.

Обсуждение. Полученные результаты позволяют разработать активные методы, психолого-педагогические технологии формирования ответственного родительства посредством развития у студентов внутреннего локуса контроля, динамической эргичности, стенической эмоциональности, регуляторной интернальности, социоцентрической мотивации, когнитивной осмысленности, предметной и субъектной результативности с учетом пола респондентов.

Заключение. Для успешного вхождения в многополярный мир требуется суверенная модернизация в сфере образования, ориентированная на развитие национального человеческого капитала. Концепция фундаментализации развивающего образования предполагает воспитание у подрастающего поколения таких традиционных ценностей, как семья, родительство, материнство, отцовство и детство. Полученные результаты имеют принципиальное значение для понимания роли ответственности и составляющих ее параметров при формировании представлений о будущем родительстве у студенческой молодежи, для предотвращения возникновения девиантного родительства в будущем.

Ключевые слова

образ социальной роли; родительство; материнство; отцовство; Я — будущий отец; Я — будущая мама; ориентировочная деятельность; ответственность

Основные положения

– выявлены как общие, так и специфические особенности связи представлений о будущем родительстве и параметров ответственности у юношей и девушек;

– у юношей развитие внутреннего локуса контроля, когнитивной осмысленности, субъектной результативности, ответственности в целом способствует формированию всех структурных компонентов представлений о будущем отцовстве;

– у девушек формирование когнитивного и поведенческого компонентов представлений о будущем материнстве обусловлено развитием ценности ответственности как важного личностного качества, динамической эргичности, стенической эмоциональности, регуляторной интернальности; положительное отношение к будущим детям (эмоциональный компонент) формируется в результате принятия главенства и ответственности в семье.

Цитировать публикацию

Мерзлякова, С. В.  ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕНИЗАЦИИ РОССИИ [Текст] / С. В. Мерзлякова, Г. В. Палаткина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  1 (179). — С. 286-303. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.014.

Библиографический список

1. Вишневский Ю. Р., Ячменева М. В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125–141. DOI 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141. EDN: XPCVPF (Scopus, WoS).

2. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и мо-дели, транслируемой родителями / Н. Л. Москвичева [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. DOI 10.17759/pse.2019240301. EDN: PIQPIC (Scopus, WoS (ESCI), RSCI).

3. Добряков И. В., Горьковая И. А., Микляева А. В. Изучение пред-ставлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью ме-тодики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) // Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. С. 78–90. DOI 10.17223/17267080/76/5. EDN: FVCVJX (Scopus, WoS (ESCI).

4. Кузьмин М. Ю. Динамика связи компонентов идентичности и ее статусов у студентов // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 69–84. DOI 10.17223/17267080/69/4. EDN: VAETZM (Scopus, WoS).

5. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте / Е. И  Захарова. [и др.] // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 103–122. DOI 10.21702/rpj.2019.2.6. EDN: VOPWFL (Scopus).