Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 1 (179) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.012
УДК: 159.9.072.59
ББК: 88.3
А. И. Лучинкина ORCID
Первый проректор, профессор кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Коршак ORCID
Преподаватель кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: АПРОБАЦИЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
Аннотация

Введение. В статье описывается процедура апробации авторского опросника направленного на изучения нравственных ориентаций личности в интернет-пространстве. Обосновывается актуальность разработки данного инструментария, его преимущества. Целью статьи является апробация опросника «Нравственные ориентации личности в интернет-пространстве». В статье осуществлён теоретический анализ исследований по проблеме нравственности и нравственного поведения, в том числе у интернет-активных пользователей.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной изучению нравственности в рамках отечественной и зарубежной психологии. Применялся корреляционный анализ, благодаря которому удалось подтвердить валидность авторского диагностического опросника «Нравственные ориентации личности в интернет-пространстве».

Результаты. Представлены итоги процедуры апробации авторского опросника «Нравственные ориентации личности в интернет-пространстве». Апробация методики проходила в 2023 году, экспериментальную выборку составили 70 человек, обучающихся в образовательных учреждениях Республики Крым. Согласно результатам исследования, конвергентная валидность превышает дискриминантную (уровни достоверности 0,05 и 0,01), что позволяет говорить о валидности авторского исследовательского опросника. Полученные коэффициенты надежности также свидетельствуют о высокой надежность опросника. С учетом статистических параметров нормального распределения, таких как средние значения и среднеквадратичные отклонения, определены уровни нормы по шкалам авторского исследовательского опросника.

Обсуждение. В статье выдвигается тезис о том, что нравственная сфера представляет собой сложную структуру, включающую моральные, конвенциональные и персональные нравственные ориентации, подчеркивается влияние Интернета на развитие персональных нравственных ориентаций. Интернет-пространство способствует формированию и изменению нравственных ориентаций личности, так как обладает рядом специфических особенностей. Как следствие, существует необходимость изучения нравственных ориентаций личности в интернет-пространстве с помощью психодиагностических методик. Исходя из этого определяется актуальность создания психодиагностического инструментария, направленного на измерение уровня развития нравственных ориентаций, в том числе на изучение персональных нравственных ориентаций в интернет-пространстве. Созданный авторский опросник обладает рядом особенностей: во-первых, он прост в использовании и дальнейшей обработке результатов; во-вторых, он позволяет изучить уровни сформированности нравственных компонентов личности интернет-пользователя, что решает поставленную ранее проблему.

Заключение. Теоретический анализ литературы позволил сделать вывод о недостаточности психодиагностических методик, направленных на изучение компонентов нравственности в интернет-пространстве, вследствие чего возникла необходимость создания и апробации авторского опросника. В результате проведенной апробации методики доказана ее надежность, достоверность и валидность, что делает разработанный инструментарий возможным для использования в исследованиях, направленных на изучение нравственной сферы интернет-пользователей.  

Ключевые слова

нравственность; нравственная сфера личности; моральные нравственные ориентации; конвенциональные нравственные ориентации; персональные нравственные ориентации; апробация опросника; интернет-активность

Основные положения

– сформулирован тезис о том, что нравственность — это сложная структура определяющая направленность поведения личности как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Нравственные нормы формируются на трех уровнях: моральном, конвенциональном и персональном;

– представлена процедура апробации авторского диагностического опросника «Нравственные ориентации личности в интернет-пространстве».

Цитировать публикацию

Лучинкина, А. И.  НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: АПРОБАЦИЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ [Текст] / А. И. Лучинкина, А. А. Коршак, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  1 (179). — С. 246-266. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.012.

Библиографический список

1. Бровкина А. Р. Теория развития морального субъекта Л. Колберга // Система ценностей современного общества. 2012. № 25. С 19–23. EDN: RQRLRL

2. Turiel E. (1983), The Development of Social Knowledge: Morality and Convention (Cambridge Studies in Social and Emotional Development), Cambridge University Press, Cambridge, April 29, 240 p. ISBN 0-521-27305-6.

3. Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. № 2. С. 136–143. EDN: WFDVAX

4. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1981. № 2. С. 46–56. (RSCI).

5. Княгина Е. М. Нравственность как компонент субъектности личности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 416-419. EDN: QJFKSL

6. Бражникова А. Н. Нравственность как психологический феномен // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 2. С. 4–10. EDN: XTBDSH

7. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103–108. EDN: OFTQWX

8. Психологические предикторы конструктивных и деструктивных форм информационного поведения молодежи / П. Н. Ермаков [и др.] // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 21–31. DOI 10.21702/rpj.2022.2.2. EDN FMQFDG. (Scopus, RSCI).

9. Суроедова Е. А., Давыдова М. А., Гришина А. В. Молодые люди и Интернет: субъективные факторы выбора стратегий онлайн-поведения // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20, № 3. С. 29–47. DOI 10.21702/rpj.2023.3.2. EDN JPIDFA. (Scopus, RSCI).

10. Латынов В. В., Овсянников В. В. Прогнозирование психологических характеристик человека на основании его цифровых следов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 1. С. 166–180. DOI 10.17323/1813-8918-2020-1-156-165. – EDN KXIZMZ. (Scopus, WoS, RSCI).

11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 24–37. EDN DNVYOU (RSCI).

12. Шелина С. Л., Митина О. В. Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 1. С. 49–58. DOI 10.17759/pse.2015200106 (Scopus, WoS, RSCI).

13. Беляева Е. В. Студенты о нравственности в цифровой среде // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 75–85. EDN: OKCNLZ

14. Веселова Е. К. Личность в виртуальном мире и нравственная регуляция поведения // Гаудеамус. 2014. № 1 (23). С. 9–14 EDN: SFOZFH