Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Адаптация играет определяющую роль во всестороннем развитии личности и ее продуктивном взаимодействии с окружающими людьми. Именно успешные адаптационные процессы позволяют устанавливать взаимоотношения с незнакомыми людьми, привыкать к изменениям ситуации и способствуют удовлетворительному вхождению личности в социум. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития социальных навыков и становления личности как полноценной части общества. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное выявление наиболее острых проблем в процессе адаптации детей к условиям детского сада.
Материалы и методы. Основные этапы экспериментального исследования: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Методический инструментарий: теоретический – анализ, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование; эмпирический – наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперименты с использованием психодиагностических методик «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» (А. С. Роньжина), «Изучение степени адаптации к ДОУ» (А. И. Остроухова). В исследовании приняли участие 30 детей младшего дошкольного возраста, из них 18 девочек и 12 мальчиков, воспитанники двух групп в возрасте до 3 лет. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 72» г. Челябинска. Интеллектуальное и физическое развитие детей соответствует норме
Результаты. Исследование по методике «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» А. С. Роньжиной показало преимущественно низкий и средний уровни адаптированности младших дошкольников к условиям детского сада. Результаты диагностики по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А. И. Остроуховой подтверждают, что у младших дошкольников процессы адаптации имеют в основном усложненный уровень проявления или вовсе отсутствуют (дезадаптация). В целом, адаптированность большинства дошкольников характеризуется низким уровнем, что проявляется в неустойчивом эмоциональном фоне поведения, непринятии изменений привычной ситуации и пассивности во взаимоотношениях с детьми.
Обсуждение. Полученные результаты отражают общую тенденцию, отмечаемую в современных исследованиях, и свидетельствуют о необходимости организации системного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада с целью всестороннего развития детей в его образовательной среде. Для достижения этой цели важно улучшить эмоциональное состояние детей, способствовать организации их сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Сказанное согласуется с теми актуальными направлениями работы, которые обозначены в государственном задании на оказание услуг по психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям.
Заключение. Особенности консультирования родителей определяются ограниченностью адаптационного потенциала детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет): дети могут быть не готовы к выходу из семьи, вхождение в новые социальные ситуации осложняется индивидуальными особенностями и кризисом, возникающим на этом этапе развития. Именно на эти проблемы следует обратить особое внимание консультанту, участвующему в реализации государственного задания на оказание услуг по психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
дети дошкольного возраста; дошкольное образовательное учреждение; адаптация; психологическое консультирование; социально-психологическая адаптация; социальная ситуация; психолого-педагогическое консультирование
– процессы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада еще не полностью раскрыты в психолого-педагогических исследованиях, однако имеющаяся теоретическая и методическая база способна оказать консультанту квалифицированную помощь;
– уровень проявления деструкциий в процессе адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации, вплоть до отставания нервно-психического развития, поддается снижению благодаря системному и систематическому взаимодействию психолога с родителями, особенно в семье с доминирующим гиперопекающим стилем;
– интегративная модель психологического консультирования родителей младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации состоит из трех взаимосвязанных блоков: формирование готовности детей к выходу из семьи, формирование готовности к вхождению в новые социальные ситуации, обеспечение условий для разрешения кризиса ребенка 3-4 лет.
Долгова, В.И. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОО [Текст] / В.И. Долгова, О. А. Кондратьева, А. Р. Власихина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1 (179). — С. 198-216. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.010.
1. Веракса А. Н., Гаврилова М. Н., Каримова А. И., Солопова О. В., Якушина А. А. Развитие регуляторных функций у дошкольников 4-7 лет: роль продолжительности посещения детского сада // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46. № 4. С. 64–87. (RSCI).
2. Корниенко Д. С., Вязовкина В. К., Неврюев А. Н. “Светлая триада”: адаптация и психометрические показатели // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 5. С. 66–75. (Scopus, WoS, RSCI).
3. Русаков А. С., Эпштейн М. М. Модель инновационных комплексов и формирование образовательной программы детского сада. Москва : Творческий Центр «Сфера», 2015. – 126 с. ISBN 978-5-9949-1410-6.
4. Залыгаева С. А., Шалагинова К. С. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 393–397.
5. Dinga X., Zhenga L., Liu Y., Zhanga W., Wangc N., Duan X., Wu J. (2023), “Parenting styles and psychological resilience: The mediating role of error monitoring”, Biological Psychology, vol. 180, 108587. (Scopus, WoS).
6. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. 2000. № 3. С. 16–18.
7. Opdensteinen K.D., Schaan L., Pohl A., Schulz A., Domes G. & Hechler T.(2021), “Interoception in preschoolers: New insights into its assessment and relations to emotion regulation and stress”, Biological Psychology, vol. 165, 108166. DOI 10.1016/j.biopsycho.2021.108166. (Scopus, WoS).
8. Usler E., Foti D. & Weber C. (2020), “Emotional reactivity and regulation in 5- to 8-year-old children: An ERP study of own-age face processing”, International Journal of Psychophysiology, vol. 156, pp. 60–68. (Scopus, WoS).
9. Peretz-Lange R. & Muentener P. (2019), “Verbal framing and statistical patterns influence children’s attributions to situational, but not personal, causes for behavior”, Cognitive Development, no. 50, pp. 205–221. (Scopus, WoS).
10. Cheng F., Wang Y., Zha J. & Wu X. (2018), “Mothers’ negative emotional expression and preschoolers’ negative emotional regulation strategies in Beijing, China: The moderating effect of maternal educational attainment”, Child Abuse & Neglect, no. 84, pp. 74–81.
11. Wu Q., Feng X., Hooper E.G., Gerhardt M., Ku S. & H.-M. Ch. Meingold (2019), “Mother’s emotion coaching and preschooler’s emotionality: Moderation by maternal parenting stress”, Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 65, 101066. (Scopus, WoS).
12. Liu J. & Gao L. (2021), “Analysis of topics and characteristics of user reviews on different online psychological counseling methods”, International Journal of Medical Informatics, vol. 147, 104367. (Scopus, WoS).