Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье представлена авторская точка зрения на проблему формирования готовности будущих педагогов — студентов старших курсов педагогического вуза — к организации эффективной профессиональной деятельности с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представленные данные — итог собственного теоретико-экспериментального исследования, содержащего результаты изучения актуального уровня общей готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями у студентов профильного — дефектологического (ПФ) и непрофильного (НФ) — исторического факультетов.
Материалы и методы. Методологические позиции данного исследования определены:
– принципиальными положениями классической и современной отечественной дефектологической науки о закономерностях нормального и нарушенного психического развития в детском возрасте, их общности и специфичности (теория культурно-исторической концепции Л. С. Выготского);
– нормативно-правовыми актами Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273; приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», вступившего в силу с 1 января 2015 года; приказом Минтруда России от 13 марта 2023 года № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», зарегистрированного в Минюсте России 14 апреля 2023 года № 73027 и др.).
– ведущими тенденциями развития отечественной и мировых систем образования, приоритетами в оказании образовательных услуг обучающимся с ОВЗ — явлением инклюзии, как части поликультурного образования, что отражено в исследованиях С. В. Алёхиной, С. Н. Сорокоумовой, Л. П. Фальковской и др. (Алехина С. В., Фальковская Л. П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма // Педагогический университет «Первое сентября». 2014. 28 с.) [1].
– основной направленностью образовательного процесса в современном педагогическом вузе — формированием готовности будущих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях, которые сама жизнь ставит перед современной школой, в т. ч. готовностью работать с обучающимися, имеющими ОВЗ, что представлено в исследованиях В. Ю. Ваниевой [2], Т. Г. Киселевой [3], В. Н. Поникаровой (Поникарова В. Н. Готовность студентов к инклюзии: модель формирования. Гуманитарное знание XXI века: новое осмысление в новой эпохе : монография. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020).
С помощью адаптированного варианта анкеты Д. Ю. Соловьевой «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» выявлен ее актуальный уровень у студентов старших курсов профильного и непрофильного факультетов (Соловьева Д. Ю. Анкета, которая определит готовность педагогов обучать детей с ОВЗ // Справочник заместителя директора школы. 2017. № 11. С. 94–100).
Результаты. Адаптирован к студенческой аудитории основной диагностический инструментарий экспериментального исследования — анкета Д. Ю. Соловьевой. Выделены и охарактеризованы высокоинформативные компоненты готовности будущих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. Готовность студентов старших курсов, как ПФ, так и НФ, к работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, находится на достаточно хорошем уровне. У большего количества студентов ПФ все компоненты готовности сформированы на более высоком уровне, чем у студентов НФ. Относительно соотношения компонентов готовности у студентов обоих факультетов отмечена тенденция к снижению количества студентов с высоким уровнем сформированности: от информационной готовности — к профессиональной готовности. Количество студентов ПФ с высоким уровнем готовности любого компонента выше, чем у студентов НФ.
Обсуждение. Результативностью исследования является определение уровня информационного, психологического и профессионального компонентов готовности студентов ПФ и НФ к работе со школьниками, имеющими ОВЗ. Для оптимизации показателей готовности к профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ у студентов НФ рекомендовано усилить практическую ориентированность содержания образования и форм организации занятий по соответствующим учебным дисциплинам.
Заключение. В результате экспериментального исследования сделан вывод о достаточно хорошем уровне готовности студентов ПФ и НФ к организации педагогической деятельности с обучающимися, имеющими ОВЗ. Для объективизации полученных данных как предикторов профессиональной успешности педагогов необходим их сравнительный анализ у респондентов на этапе студенчества и на этапе начала собственно профессиональной деятельности в образовательных организациях, реализующих на практике принципы инклюзивного образования.
готовность к педагогической деятельности; студенты профильного факультета педагогического вуза; студенты непрофильного факультета педагогического вуза; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное обучение
– готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности со школьниками, имеющими ОВЗ, — основное условие оказания эффективной помощи таким обучающимся. Для своевременного и качественного реагирования системы образования в целом, конкретной образовательной организации в частности, на вызовы времени и социума, определенный уровень готовности педагога должен быть сформирован уже на этапе получения профессионального образования — в период студенчества;
– в рамках данного исследования таким подходом стала точка зрения Д. Ю. Соловьевой, согласно которой выделяют следующие компоненты готовности педагога: информационный, психологический, профессиональный, содержание которых четко соотносится с индикаторами достижения профессиональных компетенций, формируемых в период получения профессионального образования: «знать», «уметь», «владеть» соответственно.
– результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о том, что готовность студентов старших курсов, как ПФ, так и НФ, к работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, находится на достаточно хорошем уровне. Для дальнейшей оптимизации показателей готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров НФ необходимо усилить практическую ориентированность содержания образования и форм организации занятий по соответствующим учебным дисциплинам.
Лапшина, Л. М. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] / Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева, В. С. Цилицкий , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1 (179). — С. 217-245. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.179.1.011.
1. Сорокоумова С. Н., Ларикова Э. Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1 (38). DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-9. EDN: WKFLBR
2. Ваниева В. Ю. К вопросу о ценностных ориентациях будущих педагогов дефектологов в контексте аксиологического подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 1 (42). С. 19–22. DOI 10.57145/27128474_2023_12_01_03. EDN: BTPBBT
3. Киселева Т. Г. Сетевое взаимодействие школы, колледжа и вуза в процессе формирования будущего педагога инклюзивного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (174). С. 25–30. EDN: NZDBTL
4. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 239–252. DOI 10.17759/cpse.2021100213. EDN: BRMXSM (Scopus, WoS, RSCI).
5. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. – 120 с.
6. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 84–90. DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90. EDN: YUMOGH
7. Толмачева Г. А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2006. № 2 (14). С. 51–56. EDN: ULVYBA
8. Китова Д. А., Журавлев А. Л. Феномен ответственности в структуре представлений россиян о профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2022. T. 43, № 5. C. 47–57. DOI 10.31857/S020595920022781-5. EDN: DNEGIP (Scopus, WoS, RSCI).
9. Майсак Н. В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 59–70. DOI 10.31857/S020595920002250-1. EDN: YZRDCH (Scopus, WoS, RSCI).
10. Сорокоумова С. Н., Заварзина О. О. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 121–123. EDN: TNADSV
11. Захарова В. А., Ощепкова М. А. Формирование функциональной грамотности в инклюзивном классе: как подготовить учителя к индивидуализации? // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 53–69. DOI 10.24412/2712-827X-2023-14-53-70. EDN: AIPZTB
12. Немирова Н. В., Кантор В. З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 3. С. 28–44. DOI 10.15293/2658-6762.2003.02. EDN: CIPFZR (Scopus, RSCI).
13. Яковлева И. М., Яковлев С. В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образования школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 170–181. DOI 10.26170/1999-6993_2021_02_13. EDN: EWNGXZ