Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.25
УДК: 882
ББК: 83.3 (2 Рос=Рус)
Ю.А. Гимранова ORCID
аспирант кафедры литературы и методики обучения литературе, заведующий учебно-методическим кабинетом русского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Креативные рецепции тургеневских рассказов Виктором Пелевиным
Аннотация

Введение. В статье выявляются связи современной русской литературы и тургеневского художественного наследия, поднимаются вопросы воздействия тургеневского интертекста на творчество писателя-постмодерниста.

Материалы и методы. На материале рассказов Виктора Пелевина «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь – 117. dir», «Синий фонарь», «Спи» предпринимается попытка определения функций тургеневского интертекста в современной русской литературе с помощью рецептивного и интертекстуального анализов.

Результаты. Были выведены основные характеристики литературного ремейка как одной из форм работы с культурным классическим наследием современными писателями. Определены цели обращения Пелевина к классическому претексту.

Обсуждение. Обращение современной русской литературы к классическому интертексту способствует расширению читательской аудитории как маркетинговой цели за счет использования всеми узнаваемого претекста, а также приводит к актуализации, оживлению классического текста. Будущие исследования могут быть направлены на рассмотрение тургеневского интертекста в произведениях других современных писателей.

Заключение. В ходе исследования рассказа «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь – 117. dir» сделан закономерный вывод о том, что он представляет собой ремейк рассказа Тургенева «Муму», повторяя проблематику и основные сюжетные повороты претекста, используя при этом хронотоп современности, а именно 1990-е годы. Рассказ Пелевина «Синий фонарь» также является своеобразным переложением тургеневского «Бежина луга» на язык современности. Проблему соотношения сна и реальности, а также жизни-сна и смерти-сна, к которой обращается Тургенев в своем мистическом рассказе «Сон», Пелевин не просто перенимает у классика, а продолжает ее разработку в тексте «Спи» и в последующих своих произведениях, таких как, например, «Чапаев и Пустота». В статье сделана попытка выявления причин обращения современного писателя к тургеневскому интертексту.

Ключевые слова

ИНТЕРТЕКСТ, ТУРГЕНЕВ, РЕЦЕПЦИЯ, ПЕЛЕВИН, ВОСПРИЯТИЕ, РЕМЕЙК, МЕТАТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, КЛАССИКА, СОВРЕМЕННОСТЬ

Основные положения
– Проанализирован тургеневский интертекст в рассказах В. Пелевина «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь – 117. dir», «Синий фонарь», «Спи».
– Определены модели работы современного писателя с классическим претекстом.
– Выведены основные характеристики литературного ремейка классического произве­дения.
– Сделаны выводы о целях обращения В. Пелевина к тургеневскому интертексту.
Цитировать публикацию

Гимранова , Ю.А.  Креативные рецепции тургеневских рассказов Виктором Пелевиным [Текст] / Ю.А. Гимранова , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 237–247. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.25.

Библиографический список
1. Маркова, Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин) [Текст] / Т.Н. Маркова. – М.: МГОУ, 2003. – 268 с.
2. Катаев, В.Б Игра в осколки: судьбы русской классики в эпоху постмодернизма [Текст] / В.Б. Катаев. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 252 с.
3. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исслед. разных лет [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Худож. Лит., 1975. – 504 с.
4. Полубояринова, Л.Н. «Певец самоуважения человека в расколдованном мире»: новая книга Х.-Ю.Геригка о Тургеневе [Текст] / Л.Н. Полубояринова // Русская литература. – 2017. – № 2. – С. 224–226.
5. Кузьмина, Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка[Текст]: монография / Н.А. Кузьмина. – Екатеринбург-Омск: Изд-во уральского института, 1999. – 268 с.
6. Багрецов, Д.Н. Конструктивная и деструктивная интертекстуальная стратегия (на примере произведений Т. Кибирова и В. Емелина) [Текст] / Д.Н. Багрецов // Литература в контексте современности: Материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск 25–26 февраля 2005 г. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – С. 14–15.
7. Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов 20 века [Текст] / Г.Л. Нефагина. – Минск: Экономпресс, 1998. – 232 с.
8. Шулежкова, С.Г. Проблема смерти автора в условиях «тотальной цитатности» [Текст] / С.Г. Шулежкова // Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе: сб. докл. междунар. науч. конф. Магнитогоск, 12–14 ноября 2003 г. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003. – С. 38–45.
9. Пелевин, В. Все рассказы [Текст] / В. Пелевин. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
10. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем [Текст]: сб. соч.: в 30 т. Письма: в 18 т. Т. 4 / И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1980. – 687 с.
11. Быков, Д. Иван Тургенев. Самый непрочитанный классик: сб. лекции по литературе и не только [Текст] / Д. Быков. – М.: Прямая речь, 2016. – 704 с.
12. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем [Текст]: сб. соч.: в 30 т. Письма: в 18 т. Т. 3 / И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1980. – 526 с.
13.  Пелевин, В. Синий фонарь: рассказы [Текст] / В. Пелевин. – М.: Текст, 1991. – 317 с.
14. Пелевин, В. Желтая стрела [Текст] / В. Пелевин. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
15. Генис, А. Иван Петрович умер: ст. и расследования [Текст] / А. Генис. – М.: Новое лит. обозрение, 1999. – 336 с.
16. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем [Текст]: сб. соч.: в 30 т. Письма: в 18 т. Т. 9 / И.С. Тургенев. – М.: Наука, 1980. – 575 с.
17. Адамович, М. Юдифь с головой Олоферна (псевдоклассика в русской литературе 90-х) [Текст] / М. Адамович // Новый мир. – 2001. – № 7. – С. 165–174.
18. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики [Текст] / М.Н. Липовецкий. – Екатеринбург: УрГПУ, 1997. – 317 с.
19. Дубин, Б. Классика, после и рядом: социологические очерки о литературе и культуре [Текст] / Б. Дубин. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 345 с.
20. Фатеева, Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи [Текст] / Н.А. Фатеева. – М.: изд. АН Серия литературы и языка, 1998. – 280 с.