Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена проблеме подготовки обучающихся к олимпиадам и ЕГЭ по химии с целью активизации их познавательной культуры.
Материалы и методы. Основным подходом, который использовался для реализации поставленной цели, является культурологический. Основной метод – проблемный, кроме этого, использовались наглядно-словесные и практические методы. Перед обучающимися ставились проблемные вопросы в виде олимпиадных задач, которые способствовали активизации мыслительных процессов у обучающихся и побуждали к активному поиску решения.
Результаты. Приводится сравнение олимпиадных заданий и вопросов из ЕГЭ по химии. С помощью психологических тестов нужно выявить одаренных обучающихся, которые заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ по химии и участию в олимпиадах международного уровня. Этому способствует анализ школьной программы и выявление тем, в которые можно внести материал для формирования познавательной культуры обучающихся.
Обсуждение. Приведены олимпиадные задания для изучения некоторых тем, предложена программа элективного курса, способствующего формированию умений решать нестандартные творческие задания. Рассмотрены особенности программы элективного курса для лучшей подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий и успешной сдачи ЕГЭ по химии.
Заключение. Результатом данной исследовательской работы стали основные методы и формы для максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ХИМИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ, ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Зиганшина , Д.М. Формирование познавательной культуры как условие подготовки учащихся к ЕГЭ и олимпиадам [Текст] / Д.М. Зиганшина , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 86-96. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.09.
1. | Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей [Текст] / И.Я. Лернер // Научное творчество. – М.: Просвещение, 1981. – 446 с. |
2. | Коротяев, Б.И. Учение – процесс творческий [Текст]: кн. для учителя: Из опыта работы / Б.И. Коротяев. – М.: Просвещение, 1989. – 158 с. |
3. | Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: псих. очерк [Текст]: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1997. – 93 с. |
4. | Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Наука и технический прогресс, 2014. – 127 с. |
5. | Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика: от классики к современности [Текст] / А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков // Психологический журнал. – 2015. ̶ Т. 36. ̶ № 6. ̶ С. 5–11. |
6. | Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с. |
7. | Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с. |
8. | Флиер, А.Я. Избранные работы по теории культуры [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Согласие, 2014. – 560 с. |
9. | Зотова, Е.С. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка [Текст] / Е.С. Зотова, С.Д. Бодрунов // Социологические исследования. – 2017. – № 7. – С. 167–169. |
10. | Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» [Текст] / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1983. – Т. 4. – № 5. – С. 38–46. |
11. | Винокурова, Н.Ф. Подготовка учителя для образования в интересах устойчивого развития: методология, опыт реализации в регионе [Электронный ресурс] / Н.Ф. Винокурова, И.Ю. Кривдина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25330 . – [Дата обращения: 06.01.2018]. |
12. | Мишина, Л.Н. Изучение проблемы одаренной молодежи в зарубежной педагогике [Текст] / Л.Н. Мишина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2011. – № 1 (4). – С. 117–120. |
13. | Оржековский, П.А. Всероссийская химическая олимпиада школьников [Текст]: кн. для учителя / П.А. Оржековский, Ю.Н. Медведев, А.В. Чуранов, С.С. Чуранов / под ред. Г.В. Лисичкина. – М.: ACT; Астрель, 2004. – 192 с. |
14. | Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с. |
15. | Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишков, В.А. Кальней, Е.В. Бухтеева. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 316 с. |
16. | Сорокин, В.В. Задачи химических олимпиад [Текст] / В.В. Сорокин, В.В. Загорский, И.В. Свитанько; под ред. Е.М. Соколовской. – М.: МГУ, 1989. – 256 с. |
17. | Литвинова, Т.Н. Химия в задачах для поступающих в вузы [Текст] / Т.Н. Литвинова, Е.Д. Мельникова, М.В. Соловьева, Л.Т. Ажипа, Н.К. Выскубова. – М.: Оникс; Мир и Образование, 2009. – 832 с.: ил. |
18. | Тулькибаева, Н.Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 195 с. |
19. | Аляутдинова, Г.Р. Организация процесса обучения с помощью интеллектуальной обучающей системы МОНАП [Текст] / Г.Р. Аляутдинова, Е.С. Игнарина, Л.Р. Пайгина // Образовательные технологии и общество. 2017. – № 20(3). – С. 234–242. |
20. | Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 175 с. |
21. | Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с. |