Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.08
УДК: 378: 4и(07)
ББК: 74.58:74.268.1
Л.Н. Голуб ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Брянский государственный аграрный университет (г. Брянск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С.А. Медведева ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Брянский государственный аграрный университет (г. Брянск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод приобщает обучаемых к творческой деятельности, которая заключается в самостоятельном поиске необходимых источников для раскрытия учебной темы, анализе материала, попытке систематизировать отобранный материал и использовать его в конкретных жизненных ситуациях, попытке высказать и обосновать свою концепцию на проблему. Различные формы, которые использует преподаватель во время проведения кейс-метода, способствуют развитию разговорных навыков у обучаемых. Цель статьи – обосновать эффективность разработки и внедрения кейс-метода в целях повышения познавательной активности обучаемых и уровня знаний иностранного языка обучаемых.

Материалы и методы. Авторы остановились на дидактических принципах, используемых в исследовании; основных качествах, которые попытались сформировать у студентов при проведении кейс-метода; целях, поставленных в процессе занятия по иностранному языку. Основными методами исследования явились: анализ научной, публицистической, художественной литературы, посвященной проблеме наркомании, проблемный, дискуссионный, игровой, диалоговый, решение ситуационных задач.

Результаты. Проведено научно-прак­тическое исследование, разработана модель занятия с применением кейс-метода, которая способствует познавательной активности обучаемых, повышению уровня знаний студентов. Итогом кейса явился творческий продукт студентов – программа по борьбе с наркоманией, отдельные положения которой можно заимствовать в работе тех органов, которые занимаются профилактикой употребления наркотических средств. Авторы представили алгоритм проведения занятия с использованием кейс-метода. Выявили эффективные методы, приемы организации кейса, формы работы с обучаемыми.

Обсуждение. Необходимо отметить, что результаты исследования подтверждаются полученными обучаемыми знаниями (новые лексические единицы, лексические образцы, грамматические конструкции) и примененными во время дискуссии и обсуждении программ по борьбе с преступностью. Данные результаты получены на основе сравнительного анализа знаний и умений студентов двух экспериментальных групп.

Заключение. Авторы делают вывод о том, что внедрение кейс-метода будет стимулировать мотивирующую творческую деятельность обучаемых, их стремление получать информацию самостоятельно, развитию умения речевого взаимодействия, вести спор, выдвигать аргументы, отстаивать свое видение проблемы, которая не имеет однозначного решения.

Ключевые слова

КЕЙС-МЕТОД, КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОД АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ, РЕАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ, ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Основные положения
– Проведено научно-практическое исследование; разработана образовательная модель кейс-метода «Наркомания в ФРГ: причины ее появления и пути борьбы с ней», способствующая углублению знаний обучаемых по иностранному языку.
– Определены этапы подготовки и организации метода, представлены конкретные рекомендации преподавателям по организации и проведению данной формы занятия.
– Разработаны учебно-методические материалы для проведения кейс-метода по данной тематике.
Цитировать публикацию

Голуб, Л.Н.  Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] / Л.Н. Голуб, С.А. Медведева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1-2018. — С. 77–86. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.08.

Библиографический список
1. Медведева, С.А. Интерактивный подход в обучении иностранным языкам [Текст] / С.А. Медведева, Л.Н. Голуб // Человек в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИМЦД», 2014. – С. 57–59.
2. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52–55.
3. Щукин, А.Н. «Обучение иностранным языкам. Теория и практика» [Текст]: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
4. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – № 8. – С. 12–16.
5. Eliseeva E.V., Zyateva, L.A., Kiyutina, I.I., Weiler, V.P., Shkityr, O.N., Isakova, G.S. (2017), Gaming technology in the higher school educational process as a way of improving of professional training for the modern economy. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15 (11), 175–183.
6. Eliseeva E.V., Lupoyadova L.Yu, Karbanovich O.V., SavinA.V., Makarova G.V. (2017), Modern Approaches to the Development of University Students Social Competence. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15 (12), 53–63.
7. Webb H.W., Grandon G., Gary P. (2005), Teaching with the case method online: pure versus hybrid approaches. Decision Sciences Journal of Innovative Education. 3(2), 223–250.
8. Rosier G. (2002), Using reflective reports to improve the case method. Journal of Management Development. 21(8), 589–597.
9. Планкин, К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании [Текст] / К.А. Планкин, В.А. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 354–355.
10. Ряховская, А.Ю. Развитие рефлексивных навыков в условиях проектной деятельности [Текст] / А.Ю. Ряховская // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Брянск: Изд-во Брянского ГАУ, 2017. – С. 121–126.
11. Селифонова, Е.Д. Арт-методики при преподавании курса «Информационные технологии в лингвистике» [Текст] / Е.Д. Селифонова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. – 2017. – № 1(9). – С. 30–33.
12. Голуб, Л.Н. Технология проблемного обучения иностранным языкам [Текст] / Л.Н. Голуб // Вопросы современной филологии и проблемы обучения иностранным языкам: материалы четвертой международной научно-практической конференции. – Брянск: БГИТУ, 2016. – С. 182–189.
13. Пахтусова, Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Е.Э. Пахтусова // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 532–534.
14. Пырьева, В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» [Текст] / В.В. Пырьева // Информатика и образование. – 2009. – № 11. – С. 25–28.
15. Сидорова, С.В. Кейс-технология как средство развития познавательных интересов обучающихся [Текст] / С.В. Сидорова, О.О. Басаргина // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III международной научно-практической конференции. – Praha: Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera – CZ”. 2013. – С. 213–218.
16.  Варданян, М.Р. Практическая педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие на основе метода case-study / М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 188 с.
17. Медведева, С.А. Исследование ценностных доминант студентов-менеджеров как условие развития их профессиональных приоритетов [Текст] / С.А. Медведева //Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – №1–2. – С. 80–84.
18. Sicherheitsbericht. Herausgeber: Bayerisches Staatsministerium des Innern, fьr Bau und Verkehr Odeonsplatz 3, 80539 Mьnchen. – Режим доступа: http://www.stmi.bayern.de/assets/stmi/buw/bauthemen/iiz5_vergabe_kommunal_rs_20160418.pdf . – [Дата обращения: 13.02.2018].
19. Павленко, В.Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе [Текст] / В.Г. Павленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 534–538. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm. [Дата обращения: 13.02.2018].
20. Абрамова, С.Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка [Текст] / С.Ю. брамова, Ю.В. Белозерова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 94–96.