Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.16
УДК: 51(07):151.8
ББК: 22.1я7:88.4
В.В. Сибирев ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики естественнонаучного образования и информационных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (г. Ульяновск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Исследование причин прерывания поиска решения задачи
Аннотация

Введение. В данной статье исследуются причины прерывания поиска решения задач. Цель работы – экспериментальная проверка и уточнение модели информационных потоков системы «поиск решения задачи», выявление зависимости между значимостью для респондентов, трудоемкостью (энергоемкостью), смысловым и функциональным наполнением отдельных шагов процесса и прерыванием процесса на этих шагах.

Методология и методы исследования. Используется синергетическая методология, системный и процессный подходы. Поиск решения трудной задачи исследуется как кризис, с позиции внутреннего наблюдателя. Произведено анкетирование студентов и учителей, статистическая обработка, канонический, корреляционный анализ данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты эксперимента подтверждают наличие шести горизонтальных информационных потоков в период кризиса. Каждый из этих потоков разделен на шесть шагов, отвечающих функциям управления. Прерывание процесса происходит в основном на последних шагах потоков. Среди внутренних причин прерывания: недостаток энергии и ресурсов, трудоемкость, недооценка значимости и невыполнение некоторых шагов процесса, функционально-смысловая нагрузка некоторых шагов, подразумевающая прекращение поиска решения, как один из возможных выборов системы.

Заключение. Результаты исследования вносят определенный вклад в изучение структуры информационных потоков педагогических систем в период кризиса. Могут быть использованы для математического моделирования кризиса изнутри на практике при ситуационном влиянии учителя или научного руководителя на продолжение или прерывание процесса решения, при прохождении стадии творческого кризиса научным работником с осознанным планированием своей деятельности.

Ключевые слова

ПОИСК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ, КРИЗИС, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ, ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, РЕСУРСЫ, САМОУПРАВЛЕНИЕ

Основные положения
– Экспериментально проверяется модель информационных потоков произвольных педагогических систем в период кризиса на примере системы «поиск решения задачи».
– Статистическими методами выявлена зависимость между значимостью для респондентов, трудоемкостью (энергоемкостью), смысловым и функциональным наполнением отдельных шагов процесса и прерыванием процесса на этих шагах.
– Названы некоторые аспекты практического применения результатов исследования в учебной и научной деятельности.
Цитировать публикацию

Сибирев, В.В.  Исследование причин прерывания поиска решения задачи [Текст] / В.В. Сибирев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 157–167. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.16.

Библиографический список
1. Наговицын, Р.С. Реализация дидактической модели подготовки студентов к новаторству в процессе непрерывного образования будущего учителя [Электронный ресурс] / Ю.Г. Максимов, А.А. Мирошниченко, С.Ю. Сенатор // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 7–24. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2438. – [Дата обращения: 20.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.01
2. Аксёнов, А.А. Теория обучения поиску решения школьных математических задач [Текст]: монография / А.А. Аксенов. – Орёл: ОГУ, Картуш, 2007. – 200 с.
3. Пойа, Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание [Текст] / Д. Пойя. – М.: Наука, Физматлит, 1976. – 449 с.
4. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи [Текст] / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
5. Фронденталь, Г. Математика как педагогическая задача [Текст] / Г. Фронденталь. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
6. Фирстов, В.Е. Кибернетическая концепция и математические модели управления дидактическими процессами при обучении математике в школе и вузе [Текст]: монография / В.Е. Фирстов. – Саратов: Наука, 2010. – 511 с.
7. Щипанов, В.В. Математическое моделирование образовательных процессов [Текст]: монография / В.В. Щипанов, Ю.К. Чернова, С.А. Крылова. – Тольятти: ТГУ, 2005.– 101 с.
8. Сибирева, А.Р. Математическая модель самоуправления в социальных и педагогических системах [Текст] / А.Р. Сибирева // Вузовская наука в современных условиях: сб. материалов 48 научно-технической конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – С. 310–313.
9. Милованов, В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорга­низация [Текст] / В.П. Милованов. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 263 с.
10. Жегалов, В.И. Приложения обыкновенных дифференциальных уравнений [Текст]: учеб. пособие / В.И. Жегалов, С.Н. Киясов. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. – 179 с.
11. Сибирев, В.В. Информационные потоки инновационной деятельности личности [Текст] / В.В. Сибирев // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 4. – № 1. – С. 73–78.
12. Сибирев, В.В. Структурная организация кризиса в педагогических системах [Текст] / В.В. Сибирев, А.Р. Сибирева // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – Т. 2. – С. 236–242.
13. Сибирев, В.В. Управление процессом «поиск решения задачи» [Текст] / В.В. Сибирев // Вестник ОГУ. – 2014. – № 11. – С. 200–206.
14. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании [Текст] / В.Г. Буданов. – М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. – 230 с.
15. Малинецкий, Г.Г. Математические основы синергетики [Текст] / Г.Г. Малинецкий. ­– М.: Либроком, 2007. – 312 с.
16. Сибирев, В.В. Влияние сред на информационные потоки инновации в педагогических системах [Текст] / В.В. Сибирев, А.Р. Сибирева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 197–209.
17. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.
18.  Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе [Текст] / П.И. Третьяков. – М.: Скрипторий 2003, 2005. – 568 с.
19. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – М.: Владос, 2002. – 320 с.
20. Сибирева, А.Р. Математические модели, описывающие влияние сред на процесс внедрения инновации в педагогических системах [Текст] / А.Р. Сибирева // Математические методы и модели: теория, приложения и роль в образовании: международная техническая конференция: сб. науч. тр. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – С. 272–277.