Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.19
УДК: 378:151.8
ББК: 74.480.26:88.4
М.Э. Хамиди ORCID
аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Модель организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе
Аннотация

Введение. В статье описана модель организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Важность развития такого качества, как толерантность у студенческой молодежи обусловлена тем, что эффективность учебного процесса может быть достигнута лишь в сотрудничестве, которое невозможно в условиях отсутствия толерантного взаимодействия.

Материалы и методы. Автор использовал такие материалы и методы, как: «Методика диагностики коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко; «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, методика «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттела и «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири; методы статистического анализа и математической обработки данных.

Результаты. Представлены результаты эксперимента по формированию толерантного педагогического взаимодействия в вузе. Схематично представлена динамика повышения уровня толерантности иностранных студентов университета в процессе экспериментальной работы, также представлена таблица с показателями эффективности формирования коммуникативной толерантности студентов.

Обсуждение. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая система взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Раскрыты и обусловлены условия эффективного функционирования модели организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Доказана эффективность и рациональность внедрения авторской модели.

Заключение. Показано, что по результатам проведенной экспериментальной работы реализация модели организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов обеспечит эффективность решения задач их профессионального образования.

Ключевые слова

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ЦЕЛЕВОЙ БЛОК, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК, ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Основные положения
– Предложена модель организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.
– Раскрыты и обусловлены условия эффективного функционирования модели организации толерантного педагогического взаимодействия.
– Доказана эффективность и рациональность внедрения авторской модели.
Цитировать публикацию

Хамиди , М.Э.  Модель организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе [Текст] / М.Э. Хамиди , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 188–196. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.19.

Библиографический список
1. Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность [Текст]: методическое пособие / В.В. Бойко. – СПб.: СПбМАПО, 1998. – 24 с.
2. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 350 с.
3. Азнабаева, Л.А. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональ­ном общении [Текст] / Л.А. Азнабаева. – Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1998. – 182 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества [Текст] / Ш. А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 144–177.
5. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. Амонашвили. – М.: Дом Ш. Амонашвили, 1995. – 596 с.
6. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т. Адорно, Р. Сэнфорд, Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсон. – СПб.: Наука, 2001. – 412 с.
7. Латынов, В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты [Текст] / В.В. Латынов // Психологический журнал. – 1995. – № 6. – С. 90–100.
8. Асмолов, А.Г. Толерантность от утопии к реальности [Текст] / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Смысл, 2010. – 255 с.
9. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2011. – С. 8–18.
10. Волков, А. Когда рождается ксенофобия, или один на один с коллективом [Текст] / А. Волков // Народное образование. – 2003. – № 6. – С. 242–247.
11. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация [Текст]: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М ИНФРА-М, 2004. – 288 с.
12. Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков / под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с.
13.  Клинберг, Л. Проблемы теории обучения [Текст] / Л. Клинберг; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
14. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст]: в 7 т. / А.С. Макаренко. – М.: АПН РСФСР, 1952. – Т. 2. – 496 с.
15. Журавлев, А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Текст] / А.Л. Журавлев // Проблема субъекта в психологической науке. – М.: Академический проект, 2000. – С. 133–150.
16. Саламатов, А.А. Методологические подходы в педагогических исследованиях: аксиологический подход [Текст] / А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2014. – № 1 (14). – С. 58–68.
17. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017), Developing professionally significant qualities of competitive vocational training teachers: dynamics of the process. Espacios. 38 (40), 34.
18. Сенько, Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю.В. Сенько // Педагогика. – 1997. – №3. – С. 40–45.
19. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений [Текст] / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и форми­рование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-методических статей. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – С. 74–85.
20. Батаршов, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршов. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.