Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.11
УДК: 51(07)
ББК: 74.262.21
М.М. Исакова ORCID
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дифференциальных уравнений, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р.Г. Тлупова ORCID
преподаватель кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин колледжа информационных технологий и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С.Х. Канкулова ORCID
преподаватель кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин колледжа информационных технологий и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ф.А. Эржибова ORCID
преподаватель кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин колледжа информационных технологий и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.С. Ибрагим ORCID
магистр, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О синтетическом методе решения задач
Аннотация

Введение. Степень математической культуры определяется уровнем правильного восприятия и освоения изученного материала. Рассмотрена целесообразность использования синтетического метода при решении задач по математике.

Материалы и методы. Определяется уровень сложности и трудности рассматриваемой задачи для правильного выбора метода её решения. Уделено особое внимание развитию логике мышления в применении синтеза. Как основной исследуется синтетический метод решения, неразрывно связанный с аналитическим методом. Их часто объединяют в единое целое и называют аналитико-синтетическим методом.

Результаты. Приведены задачи, включённые в базу единого государственного экзамена (ЕГЭ), и их решения с использованием синтетического метода. Решение любой задачи должно быть доведено до логического восприятия всей проделанной работы по оптимальному использованию всех данных, не только численных, но и текстовых. Показана необходимость повышения использования математического материала условия задачи, основанного на базовом знании основных терминов и теорем классического математического образования в России. Выбор метода решения – всегда творческий процесс. Он может выявить наличие и одновременно способствовать повышению имеющихся знаний не только по алгебре и геометрии, но и по другим изучаемым и уже изученным предметам.

Обсуждение. Начальным положением в отборе метода решения задачи является условие задачи. Тогда как характерным для аналитического метода решения являются сами требования, вопрос задачи.

Заключение. Рассмотренный в статье синтетический метод решения задач может быть применён при выполнении различных заданий по физике, химии, географии и других.

Ключевые слова

ЗАДАЧА, ЛОГИКА, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ

Основные положения
– Рассмотрена целесообразность использования синтетического метода при решении задач по математике.
– Приведены аналоги задач, включённые в базу ЕГЭ, с решениями, основанными на синтетическом методе.
– Определены достоинства и недостатки синтетического метода.
Цитировать публикацию

Исакова , М.М.  О синтетическом методе решения задач [Текст] / М.М. Исакова , Р.Г. Тлупова, С.Х. Канкулова, Ф.А. Эржибова , А.С. Ибрагим, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 108–117. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.11.

Библиографический список
1. Жафяров, А.Ж. Методология и технология внедрения компетентного подхода в математическом образовании [Электронный ресурс] / А.Ж. Жафяров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 105–115. – Режим доступа: DOI: 10.15293/2226-3365.1603.10
2. Носырева, C.B. Формирование и развитие логического и математического мышления у учащихся [Текст] / С.В. Носырева // Новые технологии в образовании. – Воронеж: Научная книга, 2005. – С. 108–109.
3. Пуанкаре, А. Математическое творчество [Текст] / А. Пуанкаре // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики: пер. с фр. – М.: Советское радио, 1970. – С. 135–145.
4. Василевский, А.Б. Обучение решению задач по математике [Текст]: монография / А.Б. Василевский. – Минск: Вышэйшая школа, 1988. – 256 с.
5. Паршин, А.Н. От «безумной» геометрии Лобачевского до GPS-навигаторов [Текст] / А.Н. Паршин // Математическая составляющая. – М.: Математические этюды, 2015. – С. 8.
6. Пиаже, Ж. Природа интеллекта. В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981. – С. 48–59.
7. Цукерман, Г.А. Эффективность отечественного образования [Текст] / Г.А. Цукерман // Экономика образования. – 2010. – № 2. – С. 62–69.
8. Стефанова, Н.Л. Современная методика обучения математике и методическая подготовка учителя [Текст] / Н.Л. Стефанова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2012. – № 70. – С. 52–55.
9. Жафяров, А.Ж. Реализация технологии внедрения компетентного подхода в школьном курсе математики [Электронный ресурс] / А.Ж. Жафяров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 71–84. – Режим доступа: DOI: 10.15293/2226-3365.1702.05
10. Капуза, А.В. Образовательные результаты и социальное неравенство в России. [Текст] / А.В. Капуза, Ю.Д. Керша, А.Б. Захаров, Т.Е. Хавенсон // Вопросы образования. – 2017. – № 4. – С. 10–36.
11. Казачек, Н.А. Формирование аналитико-синтетической деятельности у школьников при изучении алгебры в условиях летней профильной школы [Текст] / Н.А. Казачек, Е.В. Эпова // Учёные записки Забайкальского гос. ун-та. Серия: Проф. обр., теория и методика. 2014. – С. 145–151.
12.  Бродский, И.Л. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов: 7–11 [Текст] / И.Л. Бродский, А.М. Видус, А.Б. Коротаев. – М.: Аркти, 2004. – 137 с.
13. Исакова, М.М. Роль текстовых задач в развитии аналитического мышления учащихся старших классов [Текст] / М.М. Исакова, С.Х. Канкулова, Ф.А. Эржибова, Р.Г. Тлупова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 45–51.
14. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект [Текст]: монография / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
15. Фридман, Л.М. Как научить решать задачи [Текст]: монография / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
16. Столяр, A.A. Педагогика математики / А.А. Столяр. – Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 414 с.
17. Разборов, А.А. Теория сложности [Текст] / А.А. Разборов // Математическая составляющая. – М.: Математические этюды, 2015. – С. 118.
18. Пойа, Д. Как решать задачу [Текст]: монография / Д. Пойа. – М.: ГОСУЧПЕДГИЗ, 1959. – 208 с.
19. Исакова, М.М. Решение геометрических задач с нестандартными формулировками вопросов [Текст] / М.М. Исакова, Р.Г. Тлупова, А.С. Ибрагим // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 74–79.
20. Ерина, Т.М. Математика. Профильный уровень, практическое руководство / ЕГЭ 2018 [Текст] / Т.М. Ерина. – М.: УчПедГиз, 2018. – 352 с.