Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье говорится об отдельных аспектах обучения пилотов и авиадиспетчеров профессиональному английскому языку. Цель статьи – определить взаимосвязь безопасности полетов и человеческого фактора в рамках профессиональной коммуникации на английском языке.
Методология и методы исследования. Использовались статистический метод исследования частотности аварийных ситуаций в полете, сравнительно-сопоставительный метод исследования программ в Российских и зарубежных школах и на курсах подготовки и переподготовки пилотов, аналитический метод исследования позволил выявить причины предпосылок летных происшествий и возникновения языковых барьеров в процессе профессиональной коммуникации. Описаны факторы, влияющие на реализацию коммуникативных навыков.
Результаты. Результаты исследования доказали зависимость профессионального уровня владения английским языком и безопасности организации воздушного движения и подтвердили наличие профессиональных качеств личности, необходимых для коммуникации в рамках радиообмена.
Обсуждение. Игнорирование проблемы административными органами ИКАО в части разного объема часовой подготовки в странах, где английский не является родным, ужесточение единых требований к тестированию носит дискуссионный характер в авиационном сообществе.
Заключение. Результаты исследования подтверждают роль профессионального английского языка в общем процессе подготовки и переподготовки пилотов и авиадиспетчеров как системообразующей дисциплины в организации безопасности воздушного движения. Вносят определенный вклад в эффективность подготовки и переподготовки пилотов и диспетчеров, для которых английский язык является вторым языком. Результаты могут быть использованы в вариативных программах на основе компьютерных тренажеров как моделей для интегрированных профессий.
профессиональный язык, обеспечение безопасности воздушного движения, человеческий фактор, международные стандарты обучения, профессиональная коммуникация
- Дан критический анализ и приведены аргументы в отношении правил, призванных организовать и стандартизировать требования на международном уровне.
- Изложены результаты исследования причин языкового барьера в процессе радиообмена между пилотом и авиадиспетчером.
- Предлагается эффективная модель по подготовке и переподготовке пилотов и авиадиспетчеров на базе тренажерных модулей на постоянной основе.
Асташова, Г.В. Обучение пилотов профессиональному языку в процессе иноязычной переподготовки [Текст] / Г.В. Асташова, Н.В. Дёрина, Т.А. Савинова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 9-18. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.01.
- Скоморохова, О.С. Структурно-содержательные особенности формирования ценностных установок на профессиональные достижения у будущих пилотов гражданской авиации (на примере дисциплины «английский язык») [Текст] / О.С. Скоморохова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 94–95.
- Щетинина, Н.А. Типичные ошибки пилотов при восприятии сообщений радиообмена гражданской авиации [Текст] / Н.А. Щетинина // Молодой ученый. – 2012. – № 2. – С. 192–195.
- Саватеева, А.А. Радиотелефонный обмен на английском языке на всех этапах полета [Текст]: учеб. пособие / А.А. Саватеева. – СПб.: Наука, 1995. – 228 с.
- Стионов, М.В. Обеспечение безопасности полетов при управлении воздушным движением [Текст]: учеб. пособие / сост. М.В. Стионов, Д.А. Князевский. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2010. – 67 с.
- Аникеева, И.Г. Подготовка специалистов авиационного профиля к иноязычной профессиональной коммуникативной деятельности [Текст] / И.Г. Аникеева, М.Н. Овсянникова // Вестник СамГУ. – 2015. – № 4(126). – С. 205–210.
- Шайхызада, Ж.Г. Модель технологии иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей в условиях полиязычного образования в Казахстане [Электронный ресурс] / Ж.Г. Шайхызада, Е.А. Костина, А.М. Затынейко, А.Е. Кубеева, Б.А. Жетписбаева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 92–107. Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1865 – [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1604.09
- Холдинг, Д. Профессиональное обучение [Текст]: учеб. пособие / Д. Холдинг, Н. Годстайн, Н. Эбертс. – М.: Мир, 1991. – 302 с.
- Микрюков, Н.В. Особенности обучения специалистов гражданской авиации профессиональному английскому языку [Текст] / Н.В. Микрюков, Т.Н. Серикова // International Scientific Journal “Internauka”. – 2017. – № 4. – С. 46–49.
- Лешер, О.В. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшего профессионального образования [Текст] / О.В. Лешер, Д.К. Каскина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 81–89.
- Robertson Fiona A. Airspeak (2009), Coursebook. Pearson Longman.
- Uplinger Shannon (1997), English-language Training for Air Traffic Controllers. Airports Operations. Flight Safety Foundation. 5, 1–5.
- Тишулин, П.Б. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в процессе профессиональной переподготовки в вузе [Электронный ресурс] / П.Б. Тишулин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2008. – № 3. – С. 130. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1865137.
- Тюльпанов, А.А. Авиационный английский язык и его применение [Текст]: учеб. пособие / А.А. Тюльпанов, Л.В. Подсонная, Ю.И. Ключников. – СПб.: Знание, 1992. – 106 с.
- Lefevre D., Cox B. (2016), Feedback in technology-based instruction: Learner preferences. British Journal of Educational Technology. Vol. 47 (2), 248–256.
- Лешер, О.В. О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка [Текст] / О.В. Лешер, Л.М. Сафиуллина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11. – С. 76–83.
- Степанова, Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Степанова. СПбГУ / отв. ред. А.А. Крылов. – СПб., 2000. – 288 с.
- Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст]: учеб. пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2012. – 146 с.
- Nordwall B.D. (1997), FAA – English ATC Standards Needed. Aviation Week & Space Technology. Vol. 147, 80–89.
- Ковалева, Ю.Ю. Модульное обучение в системе иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей: основные результаты исследования [Текст] / Ю.Ю. Ковалева // Вестник науки Сибири. – 2011. – №1(1). – С. 623–629.
- Мизюрова, Э.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов [Текст] / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №3(121). – С. 73–77.