Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.02
УДК: 371.01:681.14
ББК: 74.202.44:32.973.202
Н.С. Белобородова ORCID
профессор, доктор педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Бирский филиал Башкирского государственного университета (г. Бирск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В.В. Сальникова ORCID
доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии, Бирский филиал Башкирского государственного университета (г. Бирск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З.С. Ахматьянова ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Бирский филиал Башкирского государственного университета (г. Бирск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность выявления и развития лингвистически одарённых детей в рамках электронного обучения в условиях смены целей и парадигмы отечественного образования; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме детской одарённости и внедрения информационной электронной образовательной среды в практику школы и вуза. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме детской одарённости, информатизации образования и формирования информационной электронной образовательной среды в рамках сотрудничества «Школа – Вуз»; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития лингвистически одарённых детей с оптимальным использованием ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, интерактивных технологий, работающих практик, включающих соответствующие модули обучения; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с лингвистически одарёнными детьми в системе информационной электронной образовательной среды.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие личностного развития лингвистически одарённых детей модели выпускника.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной функциональной образовательной модели будет способствовать формированию и развитию конкурентноспособной лингвистически одарённой личности, ориентирующейся в условиях современной образовательной электронной среды на национальном и мировом уровне.

Ключевые слова

ОДАРЁННОСТЬ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Основные положения
  • Определены составляющие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  • Разработана функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития лингвистически одарённых детей с оптимальным использованием ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  • Представлены работающие практики по использованию возможностей электронного образования, включающие соответствующие модули.
Цитировать публикацию

Белобородова, Н.С.  Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование [Текст] / Н.С. Белобородова, В.В. Сальникова , З.С. Ахматьянова , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 18-28. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.02.

Библиографический список
  1. Балагурова, М.И. О некоторых аспектах организации работы с одарёнными детьми [Текст] / М.И. Балагурова // Профильная школа. – 2009. – № 4. – С. 29–30.
  2. Генералова, Н.С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Н.С. Генералова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – № 8. – С. 78–81.
  3. Долженкова, Т.В. Организация работы с одарёнными школьниками как один из параметров оценки качества образования [Текст] / Т.В. Долженкова // Приложение к журналу «Методист» Мастер-класс. – 2008. – № 7. – С. 15–17.
  4. Филатов, Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей [Текст] / Е.Н. Филатов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 149–153.
  5. Шустова, Л.П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми [Текст] / Л.П. Шустова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – № 8. – С. 52–59.
  6. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс. – 2009. – № 12. – С. 15–21.
  7. Дранишникова, Л.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся с признаками одарённости [Текст] / Л.И. Дранишникова // Профильная школа. – 2009. – № 2. – С. 42–49.
  8. Будакова, А.В. Различия в показателях личностного потенциала у высокоинтеллектуальных студентов [Электронный ресурс] / А.В. Будакова, В.В. Мацута // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6. – С. 17–30. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1984. – [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1606.02
  9. Винокурова, Д.В. Одаренные дети в глазах общества [Текст] / Д.В. Винокурова // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 3. – С. 32–36.
  10. Грицина, Е.В. Современные подходы к вопросу одаренности детей [Электронный ресурс] / Е.В. Грицина // Концепт. – 2016. – Т. 46. – С. 112–115. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76392.htm. – [Дата обращения: 10.11.2017].
  11. Карпова, С.И. Педагогические подходы к обучению одаренных детей на современном этапе развития отечественного образования [Текст] / С.И. Карпова // Научное обозрение. – Серия 2. Гуманитарные науки. – 2012. – № 3–4. – С. 70–84.
  12. Губайдуллин, М. Выявление одарённости и творческих способностей детей [Текст] / М. Губайдуллин // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3. – С. 116–123.
  13. Рыженькова, С.Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы [Электронный ресурс] / С.Г. Рыженькова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – №4. – С. 12–18. Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1984. – [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365
  14. Пронина, Н.А. Сетевое взаимодействие как способ организации работы с одаренными детьми [Текст] / Н.А. Пронина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 4. – С. 149–153.
  15. Соколова, Н.В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды [Электронный ресурс] / Н.В. Соколова // Концепт. – 2016. – Т. 8. – С. 46–50. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56120.htm. – [Дата обращения: 18.11.2017].
  16. Динер, Е.В. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги [Электронный ресурс] / Е.В. Динер, Л.А. Мосунова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – Т. 2. – С. 34–48. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2107. – [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.03
  17. Попова, Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия [Электронный ресурс] / Н.Е. Попова // Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 34–44. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1496 – [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1503.03
  18. Попова, Н.Е. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] / Н.Е. Попова, О.А. Чикова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – №2. – С. 17–26. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/974. – [Дата обращения: 7.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02
  19. Спирина, Е.А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы [Электронный ресурс] / Е.А. Спирина, Д.А. Казимова, C.А. Муликова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – №4 – Т. 7. – С. 26–39. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2521. – [Дата обращения: 7.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1704.02
  20. Duţă N., Martнnez-Rivera O. (2015) Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 180, 1466–1473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.294.
  21. Kiasari S.M., Ahmadigatab T. (2012) To Analyze the Effective Factors of Using Information and Communication Technology (ICT) in Payam Noor University. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 47, 24–28. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.