Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.13
УДК: 482(07)
ББК: 81.411.2-923
Н.Ю. Ланцевская ORCID
доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций, Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.Г. Максимовских ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-германской филологии Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Особенности обучения русскому языку как иностранному в российских провинциальных вузах
Аннотация

Введение. В статье описана актуальность проблемы преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в РФ. Цель работы – описать проблемы и особенности преподавания русского языка как иностранного в провинциальных вузах Российской Федерации на примере ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (ШГПУ).

Материалы и методы. В работе использовались методы анализа, наблюдения, сравнительно-сопоставительный, метод математического анализа.

Результаты. Проведен анализ контингента иностранных студентов в Шадринском государственном педагогическом университете, структурирована ценовая политика обучения РКИ отечественных вузов крупных и провинциальных городов, а также изучено содержание программ по изучению и преподаванию русского языка как иностранного в провинциальных вузах и выявлены особенности по реализации данной деятельности в условиях региональной тематики, акцентировано внимание на принципах преподавания РКИ в Шадринском государственном педагогическом университете.

Обсуждение. Структурно организованная работа с языком должна одновременно выполнять задачи как по формированию гражданской и национальной идентичности, так и по развитию толерантности и воспитанию уважительного отношения к русскому языку и русской культуре.

Заключение. Особенностью провинциальных вузов в деле аккультурации студентов-иностранцев является активное использование культурного контекста как ресурса обучения для эффективного усвоения русского языка.

Ключевые слова

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ, ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ВУЗЫ, КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Основные положения
– Изучены проблемы преподавания русского языка как иностранного в провинциальных вузах РФ.
– Описана ценовая политика вузов РФ относительно иностранных граждан.
– Представлены результаты анализа контингента иностранных студентов в Шадринском государственном педагогическом университете.
– Проанализированы особенности преподавания русского языка как иностранного в Шадринском государственном педагогическом университете в рамках регионального контекста.
Цитировать публикацию

Ланцевская , Н.Ю.  Особенности обучения русскому языку как иностранному в российских провинциальных вузах [Текст] / Н.Ю. Ланцевская , А.Г. Максимовских, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 129–137. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.13.

Библиографический список
1. Бордяшова, М.В. Проблемы обучения русскому языку как иностранному в современных социокультурных условиях [Текст] / М.В. Бордяшова, Ю.А. Сутырина // Nauka I studia. – 2017. – № 6 (165). – Т. 4. – С. 13–19.
2. Полякова, А.А. Аксиологизация обучения русскому языку иностранных студентов: к проблеме духовно-нравственного развития личности [Текст] / А.А. Полякова // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2007. – № 2. – С. 19–24.
3. Лысакова, И.П. Русский язык как неродной: сотрудничество науки и практики в школах Санкт-Петербурга [Текст] / И.П. Лысакова // Мир русского слова. – 2009. – № 4. – С. 76–78.
4. Грабельных, Т.И. Условия разработки и реализации региональной сетевой «International professional-active» модели развития международной академической мобильности в высшей школе (на примере иркутских вузов) [Электронный ресурс] / Т.И. Грабельных, Е.С. Козлова // Baikal Research Journal. – 2014. – № 5. – С. 28. – Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=19438 – [Дата обращения: 20.12.2017].
5. Потёмкина, Е.В. К вопросу о методах формирования вторичной языковой личности [Текст] / Е.В. Потёмкина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – № 2. – Т. 1. – С. 215–224.
6. Пугачёв, И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного [Текст]: монография / И.А. Пугачёв. – М.: РУДН, 2011. – 284 с.
7. Рогачева, Е.Ю. Региональные вузы и международная интеграция образования [Текст] / Е.Ю. Рогачева, А.Ю. Слепухин // Интеграция образования. – 2015. – №1 (78). – Т. 19. – С. 6–12.
8. Муртазина, Л.Г. Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета [Текст] / Л.Г. Муртазина, Ю.Н. Зиятдинова // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 19. – С. 269–272.
9. Акулова, К. О некоторых трудностях изучения русского языка как иностранного студентами из Туркменистана [Текст] / К. Акулова, И. Вершинина // Наука и современность – 2017: сб. науч. ст. по материалам оч.-заоч. студ. науч.-практ.конф., состоявшейся 18 апр. 2017 г. – Шадринск: ШГПУ, 2017. – С. 5–8.
10. Азимбаева, Ж.А. Структурно-функциональная модель обучения русскому языку студентов-иностранцев [Текст] / Ж.А. Азимбаева // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 11 (126). – С. 111–115.
11. Грауманн, О. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования [Текст] / О. Грауманн, М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 123–131.
12. Чернышов, С.И. Поехали! Русский язык для взрослых. Базовый курс [Текст]: учебное пособие в 2 т. Т. 2 / С.И. Чернышов, А.В. Чернышова. – СПб.: Златоуст, 2011. – 200 с.
13. Эсмантова, Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А2 (базовый) [Текст]: учебный комплекс / Т.Л. Эсмантова и др. – СПб.: Златоуст, 2013. – 328 с.
14. Учимся в России [Текст]: учеб. пособие по рус. яз. как иностр. для слушателей курсов «Языковая школа» / А.Г. Максимовских [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т; под ред. А.Г. Максимовских. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Шадринск: ШГПУ, 2017. – 192 с.
15. Бимурзина, И.В. Инновационные технологии: развитие коммуникативной компетенции иностранных студентов в преподавании русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / И.В. Бимурзина // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 13(141). – С. 39–42.
16. Осиянова, О.М. Теоретико-методологические основы формирования опыта интерактивного взаимодействия студентов [Электронный ресурс] / О.М. Осиянова, Е.Д. Платова // Вестник ОГУ. – 2013. – № 2 (151). – С. 197–202. – Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2013_2/34.pdf – [Дата обращения: 22.12.2017].
17.  Кыштымова, Т.В. Особенности изучения русского языка студентов-иностранцев в высшей школе [Текст] / Т.В. Кыштымова, А.Г. Максимовских // Материалы XIII международной научно-практической конференции «21 century: fundamental scienceand technology». – NorthCharleston, USA. – С. 113–116.
18. Рябов, Л.П. Инновационные процессы в системах высшего образования [Текст] / Л.П. Рябов // Образовательная политика. – 2006. – № 7. – С. 41–47.
19. Сушкова, Н.А. Технология формирования межкультурной компетенции в условиях погружения [Текст] / Н.А. Сушкова // Вестник ТГУ. – 2009. – № 6 (74) – С. 130–135.
20. Жеребило, Т.В. Интегративное ономатическое пространство регионального варианта русского языка в условиях билингвизма [Текст] / Т.В. Жеребило // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С.111–128. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2228 [Дата обращения: 22.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.08.