Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.03
УДК: 42(07):378
ББК: 81.2-9
Ю.В. Волобуева ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой лингвистического образования и межкультурной коммуникации, Сургутский государственный педагогический университет (г. Сургут, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю.В. Сургай ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет (г. Сургут, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Проектирование образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода в рамках дисциплины «Практический курс английского языка» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проектирования образовательного процесса по освоению обучающимися предметных и метапредметных умений как пример реализации деятельностной модели формирования умственного действия; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме внедрения системно-деятельностного подхода и внедрения технологии в образовательную среду школы и вуза. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме системно-деятельностного подхода, проектирование образовательного процесса в рамках дисциплины «Практический курс английского языка», а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для проектирования содержания образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, деятельностной технологии; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с построением содержания осваиваемого понятия, которое определяется ориентировочной основой действия.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие профессионального развития студентов модели бакалавра.

Заключение. Делается вывод о том, что проектирование содержания образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода будет способствовать формированию не только предметных результатов освоения программы, но и развивать у студентов деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем на национальном и мировом уровнях.

Ключевые слова

ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МОДЕЛЬ БАКАЛАВРА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные положения
  • Определены составляющие деятельностной технологии, выделены признаки и требования.
  • Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для проектирования содержания образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода.
  • Представлены работающие практики по использованию возможностей системно-деятельностного подхода.
Цитировать публикацию

Волобуева , Ю.В.  Проектирование образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода в рамках дисциплины «Практический курс английского языка» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование [Текст] / Ю.В. Волобуева , Ю.В. Сургай, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1-2018. — С. 29–37. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.03.

Библиографический список
  1. Лазарев, В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов [Текст] / В.С. Лазарев // Вестник СурГПУ. – 2011. – № 2. – С. 5–14.
  2. Лазарев, В.С. Научное обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / В.С. Лазарев // Вестник СурГПУ. – 2017. – № 1. – С. 7–14.
  3. Носова, Л.Н. Содержание и способы профессиональной деятельности преподавателя в формировании субъектной позиции студента [Текст]: монография [по материалам ежегодных конференций «Глушковские чтения: актуальные вопросы высшего профессионального образования» / Л.Н. Носова; под ред. Н.Н. Ставриновой. – Сургут: РИО СурГПУ, 2011. – 173 с.
  4. Носова, Л.Н. Развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности [Текст] / Л.Н. Носова // Вестник СурГПУ. – 2013. – № 3 (24). – С. 139–144.
  5. Носова, Л.Н. Реализация деятельностной модели формирования метапредметных понятий в начальной школе [Текст] / Л.Н. Носова // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – №1. – С. 9–17.
  6. Носова, Л.Н. Формирование предметных и метапредметных умений учащихся [Текст] / Л.Н. Носова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 73–77.
  7. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
  8. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст]: монография / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
  9. Коноплина, Н.В. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт [Текст]: монография / Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. – 288 с.
  10. Лазарев, В.С. Системное развитие школы [Текст]: практическое пособие для руководителей / В.С. Лазарев. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304 с.
  11. Каспржак, А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей [Текст] / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 88–90.
  12. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст]: учебное пособие / В.С. Лазарев. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.
  13. Лазарев, В.С. Понятия умственного действия и его формирование в теориях Я.П. Гальперина и В.В. Давыдова [Текст] / В.С. Лазарев // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С. 119–128.
  14. Barker, Ph. Student-centered activity-based learning and teaching using technology: Engineering Subject Centre Teaching Awards / Ph. Barker. Available at: https://www.heacademy.ac.uk/knowledge-hub/student-centred-activity-based-learning-and-teaching-using-technology-engineering (assessed: 15.02.2015).
  15. Putnam, A.R. (2002), Problem-based teaching and learning in technology education. Research report submitted to Educational Resources Clearinghouse / A.R. Putnam. Available at: https://eric.ed.gov/?id=ED465039 (assessed: 15.02.2015).
  16. Марголис, А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – № 1. – [Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 15.02.2015)].
  17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А.Н. Леонтьев; науч. ред. и предисл. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл. Академия, 2004. – 352 с.
  18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  19. Марголис, А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 50.
  20. Hall, M.P. Reconstructing “education” through mindful attention: positioning the mind at the centre of curriculum and pedagogy. N. Dartmouth: Journal of Transformative Education. 16, (1), 78–80.
  21. Theresa Catalano, Madhur Shende and Emily K.Suh (2018), Developing multilingual pedagogies and research through language study and reflection. Vol. 15. 1, 1–18.
  22. Parto S. Khansari, Leanne Coyne (2018), An innovative addition to team-based-learning pedagogy to enhance teaching and learning students’ perceptions of team exams. Vol. 10. 1, 90–95.