Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность проектирования образовательного процесса по освоению обучающимися предметных и метапредметных умений как пример реализации деятельностной модели формирования умственного действия; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме внедрения системно-деятельностного подхода и внедрения технологии в образовательную среду школы и вуза. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме системно-деятельностного подхода, проектирование образовательного процесса в рамках дисциплины «Практический курс английского языка», а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для проектирования содержания образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, деятельностной технологии; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с построением содержания осваиваемого понятия, которое определяется ориентировочной основой действия.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие профессионального развития студентов модели бакалавра.
Заключение. Делается вывод о том, что проектирование содержания образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода будет способствовать формированию не только предметных результатов освоения программы, но и развивать у студентов деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем на национальном и мировом уровнях.
ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МОДЕЛЬ БАКАЛАВРА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Определены составляющие деятельностной технологии, выделены признаки и требования.
- Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для проектирования содержания образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода.
- Представлены работающие практики по использованию возможностей системно-деятельностного подхода.
Волобуева , Ю.В. Проектирование образовательного процесса по иностранному языку на основе системно-деятельностного подхода в рамках дисциплины «Практический курс английского языка» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование [Текст] / Ю.В. Волобуева , Ю.В. Сургай, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 29–37. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.03.
- Лазарев, В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов [Текст] / В.С. Лазарев // Вестник СурГПУ. – 2011. – № 2. – С. 5–14.
- Лазарев, В.С. Научное обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / В.С. Лазарев // Вестник СурГПУ. – 2017. – № 1. – С. 7–14.
- Носова, Л.Н. Содержание и способы профессиональной деятельности преподавателя в формировании субъектной позиции студента [Текст]: монография [по материалам ежегодных конференций «Глушковские чтения: актуальные вопросы высшего профессионального образования» / Л.Н. Носова; под ред. Н.Н. Ставриновой. – Сургут: РИО СурГПУ, 2011. – 173 с.
- Носова, Л.Н. Развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности [Текст] / Л.Н. Носова // Вестник СурГПУ. – 2013. – № 3 (24). – С. 139–144.
- Носова, Л.Н. Реализация деятельностной модели формирования метапредметных понятий в начальной школе [Текст] / Л.Н. Носова // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – №1. – С. 9–17.
- Носова, Л.Н. Формирование предметных и метапредметных умений учащихся [Текст] / Л.Н. Носова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 73–77.
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст]: монография / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
- Коноплина, Н.В. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт [Текст]: монография / Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. – 288 с.
- Лазарев, В.С. Системное развитие школы [Текст]: практическое пособие для руководителей / В.С. Лазарев. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304 с.
- Каспржак, А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей [Текст] / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 88–90.
- Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст]: учебное пособие / В.С. Лазарев. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.
- Лазарев, В.С. Понятия умственного действия и его формирование в теориях Я.П. Гальперина и В.В. Давыдова [Текст] / В.С. Лазарев // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С. 119–128.
- Barker, Ph. Student-centered activity-based learning and teaching using technology: Engineering Subject Centre Teaching Awards / Ph. Barker. Available at: https://www.heacademy.ac.uk/knowledge-hub/student-centred-activity-based-learning-and-teaching-using-technology-engineering (assessed: 15.02.2015).
- Putnam, A.R. (2002), Problem-based teaching and learning in technology education. Research report submitted to Educational Resources Clearinghouse / A.R. Putnam. Available at: https://eric.ed.gov/?id=ED465039 (assessed: 15.02.2015).
- Марголис, А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – № 1. – [Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 15.02.2015)].
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А.Н. Леонтьев; науч. ред. и предисл. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл. Академия, 2004. – 352 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
- Марголис, А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 50.
- Hall, M.P. Reconstructing “education” through mindful attention: positioning the mind at the centre of curriculum and pedagogy. N. Dartmouth: Journal of Transformative Education. 16, (1), 78–80.
- Theresa Catalano, Madhur Shende and Emily K.Suh (2018), Developing multilingual pedagogies and research through language study and reflection. Vol. 15. 1, 1–18.
- Parto S. Khansari, Leanne Coyne (2018), An innovative addition to team-based-learning pedagogy to enhance teaching and learning students’ perceptions of team exams. Vol. 10. 1, 90–95.